Только самолетом можно долететь
Наталья ЗДОРОВЕЦ, архивист-историк
История гражданской авиации в Кустанае начинается со времени первой пятилетки
В 1929 году была открыта воздушная линия Сершопал (Аягуз) - Актюбинск - Кустанай. В 1930 году на заседании президиума Кустанайского окрисполкома был заключен договор между горсоветом и обществом «Добролет» о постройке аэродрома. Власти даже обратились в крайком с просьбой о высылке 10 000 рублей на строительство Кустанайского аэродрома, которое должно было завершиться к 1 августа 1930 года.
Местные воздушные линии в нашей области вступили в строй в 1934 году. В 1936 году открылась авиалиния Кустанай - Гурьев и начал действовать аэропорт, получивший название «Кустанай». Летное поле тогда простиралось сразу за путями железнодорожной станции.
Командир экипажа «Ан-24» Кустанайского объединенного авиаотряда (ОАО) Сапаргали ТЕНИЗБАЕВ в своей книге «Мои шаги в небо» пишет, с чего начинался аэропорт в конце 20-х - начале 30-х годов прошлого века: «Аэропорт имел маленький домик для метеостанции и второй домик, где расположилась пассажирская комната, буфет и служебное помещение. Аэропорт работал только в дневное время». Здание первого аэровокзала построили значительно позже, в середине 50-х годов. Тогда же появились взлетно-посадочная полоса, оснащенная светотехническими средствами, пеленгатор. Были построены гостиница для пассажиров, гостиница и столовая для летного состава, клуб и библиотека, автобаза, здание ГСМ.
В 1937 году вступила в строй авиалиния Москва - Алма-Ата (через Казань, Свердловск, Кустанай, Акмолинск, Караганду, Бертыс). Продолжали открываться местные воздушные авиалинии в районах Кустанайской области: Кустанай - Боровое, Кустанай - Семиозерное.
В 1939 году в Кустанае базировалось звено 286 летного отряда ГВФ (в 1955 году – 155-й авиаотряд). А весной 1941 года, накануне войны, в городе размещалась 51-я летная учебная авиаэскадрилья самолетов «У-2», выпустившая 210 летчиков.
С началом Великой Отечественной войны полеты по местным воздушным авиалиниям были прекращены, аэропорт обслуживал только транзитные самолеты. В августе 1942 года часть зданий и сооружений аэропорта перешла в ведение Сталинградской школы пилотов. 7 ноября 1945 года в Кустанае состоялся военный парад Сталинградского авиационного училища, а в 1946-м авиашкола вновь перебазировалась в Сталинград. В 1943 году силами этой школы были построены оперативные аэродромы в поселках Озерное и Федоровка.
До 50-х годов около десятка самолетов «По-2» обслуживали всю Кустанайскую область. Тогда в области не было ни одной асфальтированной дороги, потому летали в совхозы и райцентры. В 1953-1954 годах парк самолетов стал обновляться, Кустанайский аэропорт стал трассовым для таких типов самолетов, как «Ли-2». В 1958 году их начал осваивать Кустанайский ОАО (объединенный авиаотряд). «Ли-2» - это двухмоторный самолет, способный перевозить пассажиров и грузы на значительные расстояния, выполнять полеты днем и ночью в сложных метеоусловиях.
К 1960 году парк авиаотряда состоял уже из трех типов самолетов: «Як-12», «Ан-2», «Ли-2». «Ан-2» и в 90-е годы оставался базовым типом самолетов в Кустанайском авиапредприятии, использовался на сельхозработах и химобработках.
Больших масштабов достигла перевозка пассажиров. В 1961 году на самолетах перевезли 2,9 тыс. человек, в 1980-м - 323 тыс. В 1955-1960 годах строились аэропорты, взлетно-посадочные полосы в районах Кустанайской области: Семиозерном, Джетыгаринском, Амангельдинском, Тургайском, Джангильдинском. Агентство аэропорта открылось в центре Кустаная в 1957 году, тогда же был установлен регулярный маршрут движения автобуса от центра города до здания аэровокзала.
На окраине Кустаная, в районе, который назывался Наримановкой, находилась школа первоначальной подготовки пилотов. Сейчас это территория нового аэропорта. Согласно утверждению Тенизбаева, «в 1956 году школа была закрыта, на ее место переведен полк «Ил-28». Когда полк расформировали, на его место прибыли самолеты «Ан-12» по обеспечению космоса. Взлетная полоса военного аэродрома использовалась крайне редко». В архивных документах от 25 июля 1960 года есть решение об отведении Министерству обороны земельного участка площадью 310 га, примыкающего к границам существующего аэродрома военно-воздушных сил Уральского военного округа.
Видимо, так и было принято решение о строительстве рядом со взлетно-посадочной полосой воинской части нового аэропорта с наименованием «Наримановка». Аэропорт «Наримановка» стал действующим с 1970 года, самолеты «Ту-154», «Ту-134», «Ту-124», «Ил-18», «Ан-24», «Як-40» и «Ан-2» осуществляли полеты уже по авиалиниям союзного значения в Москву, Киев, Минеральные Воды, Омск, Адлер, Чимкент.
18 января 1975 года в аэропорту «Наримановка» было открыто новое современное здание аэровокзала.
С 1948 по 1984 годы командиром Кустанайского объединенного авиаотряда работал Иван Александрович Мудров. Это под его руководством в старом аэропорту были построены аэровокзал, здание ГСМ, дома для авиаработников, при его участии строился аэропорт «Наримановка».
Со временем аэропорт «Наримановка» разделился на несколько авиапредприятий. В августе 1996 года из состава АООТ «Кустанайавиа» было выделено АООТ «Аэропорт «Кустанай». 20 июля 2007 года постановлением акимата Костанайской области 100-процентный государственный пакет акций АО «Международный аэропорт «Костанай» передан из коммунальной собственности в республиканскую.
Фото историко-краеведческого музея
Материалы номера