Как это будет по-японски?
Галина КАТКОВА
Эта страна реально живет по тем принципам, которым учит других
Костанайские предприниматели, директор ТОО «Твой шанс» Сергей МИРОЛЮБОВ и директор ТОО «Костанайский Дом печати» Виктор ШАРЦЕВ с деловым визитом побывали в «Стране победившего разума». Так остроумно и точно Японию назвал Шарцев - не по одним внешним впечатлениям, но по общим итогам поездки. Она стала частью консалтингового проекта по энергосбережению, который на указанных предприятиях уже почти год как реализуют японские эксперты.
Трудовые каникулы
Это большая программа Европейского банка реконструкции и развития. По конкретным проектам эксперты работают на предприятиях в Казахстане - доктор Хидео Ишихара, в частности, в Костанае. После обсуждения идей, выдачи рекомендаций по энергосбережению и повышению энергоэффективности, нескольких визитов для того, чтобы посмотреть, что именно из рекомендаций костанайцами принято в работу, настало время им посетить Японию.
Это, чисто по-человечески, очень оправданный момент в консалтинговом проекте. Вас учат, просвещают, наставляют - безусловно, все в высшей степени корректно, вам предлагают концептуально новые идеи, порой довольно неожиданные... Почему не посмотреть, как дома действуют консультанты, как работают декларируемые нам принципы в ткани действующих японских предприятий, ну а заодно, конечно, - какова там философия предпринимательства, какую роль отводит себе государство, как часто там люди ходят в кимоно, на каких машинах ездят, где и как отдыхают... Бизнес - это ведь форма жизни, сказал кто-то из веселых олигархов.
Программу визита накануне подробно обсудили. Внесли в нее все, что хотели посетить и посмотреть наши. Ехали всего на неделю, а список получился солидным. Пребывание предполагалось в Токио и Мориоке.
- Это были совсем не каникулы. Расписание для нас составили по минутам, очень плотное, свободное время появлялось только после 20 часов, - рассказывает Шарцев.
Японцы предложили, например, посетить в Мориоке компанию Atom Environmental Engineering, которая производит оборудование для подогрева воды с помощью солнечной энергии. А после визита в офис предложили показать, как работают эти системы на одном из больших социальных объектов.
Консультации по использованию энергосберегающих технологий в печатном деле принимающая сторона организовала в типографии крупнейшей японской газеты Mainichi Shinbun. А потом - консультации по вопросам менеджмента - можно было получить в типографии, сопоставимой по масштабам с ТОО “КДП”.
Костанайцы побывали в головном офисе компании Daikin - наших очень интересовали особенности работы тепловых насосов в холодном климате. Они ознакомились с работой системы кондиционирования в многоэтажном здании, состоящей из множества таких насосов.
Зарабатывать на эффективности
Очень впечатлила костанайских предпринимателей выставка энергосберегающих технологий «Предотвращение Глобального Потепления - 2012» в выставочном центре Токио. Наши заинтересовались, например, производством биомассы из соломы и бумажного мусора. Скрупулезные японцы вручили Миролюбову, как представителю не только полиграфического бизнеса, но и жителю зерносеющего региона, где до сих пор массово сжигают солому, а вместе с ней и окрестные леса, образцы гранул. А в своем отчете в Европейский банк, в примечании «Дальнейшие шаги» пометили: что предприниматель намеревается передать образцы местным экспертам для изучения особенностей этого процесса и возможности внедрения данной технологии в Костанае.
Эти «дальнейшие шаги» есть, между прочим, в каждом пункте пространного отчета. Впечатляет. Сто раз прав Шарцев насчет Страны победившего разума.
Японцы цель консалтингового проекта в Костанае формулируют коротко: внедрение новых энергосберегающих технологий в «Твоем шансе», Костанайском доме печати, попутно - обучение принципам энергосбережения и разумного использования трудовых ресурсов на примере японских компаний. А зачем мы-то в это ввязываемся, если энергоресурсы у нас все еще намного дешевле и чем в Японии, и чем в Европе?
- Прямо сегодня мы без этого действительно можем обойтись. Но надо думать о перспективах, - говорит директор КДП Виктор ШАРЦЕВ. - Сейчас у нас рынок диковатый. Но он уплотняется. На рынке, где все работают эффективно, вперед вырывается тот, кто выигрывает в деталях, экономичнее работает. В этом смысл энергосбережения, энергоэффективности. Кто работает бережливо, тот и в выигрыше... Допустим, чтобы заработать 100 тыс. тенге, мы должны обработать заказ на полмиллиона - миллион. Либо мы можем сэкономить бумагу, еще какие-то ресурсы, снизить потери... Легче зарабатывать на эффективности. В энергосберегающих технологиях лидируют немцы и японцы. Это аксиома. Поэтому у кого и учиться, как не у них.
Фото предоставлено Виктором ШАРЦЕВЫМ
Материалы номера