На эту базу - большие планы
Галина КАТКОВА
По данным налоговиков, многие предприниматели не показывают реальную зарплату работников
На совещании по итогам социально-экономического развития области начальник налогового департамента Абылкаир СКАКОВ подтвердил это цифрами. Из 12 000 работодателей-частников, деятельность которых налоговики проанализировали по поступающей к ним от самих предпринимателей информации, около 2 000 показывают, что платят своим людям минимальную заработную плату, более 4 000 — от «минималки» до 30 000 тенге.
Размер имеет значение
Такие пропорции фискалы считают абсолютно нереальными и делают вывод, что слишком значительное число предпринимателей выплачивают зарплату «в конвертах», умышленно занижая фонд заработной платы. Напомним, что МЗП в Казахстане, например, 15 999 тенге, а сейчас 17 439 тенге. Этот размер имеет значение при исчислении размеров подоходного налога с каждого работающего, социального налога с фонда заработной платы предприятия или организации.
По статистике, приведенной на том же совещании заместителем акима области Муратом ДАРИБАЕВЫМ, только активных субъектов малого и среднего бизнеса в регионе действует 42 000 (на 24% больше, чем по итогам первого квартала 2011 года). Занято на этих предприятиях 146 000 человек. Вот такие масштабы.
- Потери бюджета в результате сокрытия реальной заработной платы нами оцениваются в годовой фонд оплаты труда до 24 млрд тенге, а потери по подоходному и социальному налогам в объеме 1,7 млрд тенге за год», - заявил начальник налогового департамента.
Ищите деньги
«Серая» оплата труда — только одно из явных проявлений того, насколько занижена реальная налогооблагаемая база в области. Собственно, это и было темой презентации, представленной Скаковым акимам, их заместителям, работникам департаментов, управлений, отделов, которые по роду своей деятельности должны быть заинтересованы в пополнении казны. Или могут в этом помочь. Бюджет — дело общее, поэтому План мероприятий по налоговому администрированию и увеличению поступлений в бюджет на 2012 -2013 гг., о котором рассказывал Скаков, предусматривает взаимодействие всей махины исполнительной власти с налоговыми органами.
На самом деле презентация 20 апреля была не первой. 6 февраля Скаков уже выступал фактически перед тем же составом с теми же идеями. Тогда он говорил, что у госорганов есть два способа увеличивать налогооблагаемую базу в регионах. Один — создавать благоприятный инвестиционный климат, открывать реально действующие предприятия. Второй — обеспечить максимально полный сбор налогов. А если будут работать оба способа — то это просто идеальная ситуация. Однако пока бизнес позволяет себе деньги утаивать почти демонстративно для исполнительной власти. Пример — госзакупки.
- По итогам прошлого года объем средств, полученных победителями конкурсов государственных закупок, составил в области 52 млрд тенге. А уплачено в целом налогов в бюджет по таким налогоплательщикам не более 1,8 млрд тенге или 3,5% от объема выделенных средств, - сообщал начальник налогового департамента. - Полагаем, что с учетом средней налоговой нагрузки по видам экономической деятельности имеются резервы для возврата в доходную часть бюджета не менее 5-15% средств, выделенных из бюджета на государственные закупки. Фактически должна работать своего рода схема возвратного финансирования.
Теперь работу этой схемы должны обеспечивать совместные рабочие комиссии при акиматах городов и районов. В конкретном случае с победителями госзакупок надежды возлагаются на мониторинг и обмен информацией между администраторами бюджетных программ, заказчиками и налоговыми органами.
Вижу землю!
Вообще консолидация, объединение усилий исполнительной власти и фискалов — залог успешной реализации плана по улучшению налогового администрирования. Сопоставление данных разных государственных органов должно помочь выявить несоответствия при уплате налогов. Акиматы и их ГУ могут помочь по многим направлениям. В частности при обеспечении полноты сбора налога на недвижимость, земельного налога.
Надо признать, что к совещанию налоговики подготовились отменно, Скаков приводил массу конкретных примеров, когда обороты предприятий и суммы уплаченных налогов явно диссонировали друг с другом. На слайдах демонстрировались шикарные особняки и ветхие домишки, которые, однако, были оценены так, что их хозяева платили практически одинакового размера налог на недвижимость. Немало случаев, когда дорогие коттеджи вообще не регистрируются, так же, как и земельные участки, которыми люди владеют много лет. Речь идет не только о жилье, но и о производственной недвижимости, земле, на которой делают бизнес. За всем этим стоят, напоминал Скаков, несобранные налоги. И обещал, что завершением инвентаризации земельных участков станет точный учет земель, будет пересмотрен подход при проведении оценки недвижимости, от коммунальных служб налоговым органам будет передана база данных, чтобы выявить тех, кто не зарегистрировал свою недвижимость. А в Костанае, где самая высокая в области концентрация субъектов малого бизнеса, будет разработана специальная мониторинговая программа «Налоговый навигатор».
- Мы создадим своеобразную «геоналоговую» карту города, которая должна будет показать реальную картину того, насколько добросовестно платят налоги местные бизнесмены, - сказал начальник налогового департамента.
Одобренное — выполнять
План мероприятий по налоговому администрированию... увязан с реализацией трехлетнего бюджета, одобрен акимом Костанайской области. Он уже дал поручения акимам городов и районов, а также всем заинтересованным ведомствам активно работать по реализации этого документа. Кроме того, поручил налоговому департаменту ежеквартально информировать акимат области о том, насколько результативно работает план. А также формировать с учетом этих результатов рейтинги городов и районов.
Рисунок Батырбека ДЖУЗБАЕВА
Материалы номера