Вместе со снегом уходит асфальт
Ольга ЛИХОГРАЙ
«Наша Газета» предлагает читателям объединить усилия в борьбе за качество дорог
Вот такой ширины, вот такой глубины... Примерно так в наше время можно перепеть детскую песенку. И посвящена она будет не свежеиспеченному караваю, а свежим дыркам, которые за считанные дни мартовской оттепели превратили дороги Костаная в экстремальные трассы. Cезонность проблемы такова, что заставляет думать о ней как о стихийном бедствии. Но ежегодно наступающая весна - не чрезвычайная, а обычная ситуация.
Какова власть, таковы и дороги?
Первые весенние ручейки потекли по костанайским улицам во второй половине марта. А уже 20 марта водитель белого «Ниссана» Игорь НИКИФОРОВ угодил в яму глубиной 1,2 м. Она образовалась недалеко от перекрестка улиц Баймагамбетова-Валиханова. При этом пострадавший 2,5 часа ждал подрядчиков и дорожных полицейских. Итог: яму засыпали песком и установили знак ремонтных работ. Спустя неделю ремонт, естественно, так и не начали, а песок постепенно растаскивают колеса других автомобилей.
Еще с десяток дорожных знаков, означающих, что в этом месте переделывают асфальт, корреспонденты «НГ» насчитали 26 марта. Работы нигде не велись, глубокие ямы просто были засыпаны песком или землей.
По ул. Баймагамбетова, недалеко от перекрестка Баймагамбетова-Наримановская, огородили яму размером 2 на 2 м. Еще через 100 м по той же Баймагамбетова обнаруживаем еще одну яму, занимающую половину проезжей части. Она также засыпана землей.
Выезжаем на перекресток улиц Мауленова-Л. Беды. Он испещрен ямами.
- Участок от Л. Беды до кольца возле городской налоговой и само кольцо только в прошлом году капитально сделали, - возмущается водитель Вадим СКОРОВ. - Провели не ямочный ремонт, а сделали трассу на всю ширину проезжей части. Как только побежала талая вода - там яма на яме. А ведь ремонт делают подрядчики, которые выигрывают тендеры по госзакупкам. Значит за некачественную работу заказчик по закону «О государственных закупках» обязан обратиться в суд для признания таких поставщиков недобросовестными. Раз до сих пор никто под суд не попал, а мы продолжаем ездить по ямам, предполагаю, что у нас все госзакупки на «откатах».
Не первый год в ямах и промоинах улица Чкалова между 7 и 8 микрорайонами. Прямо перед остановкой в 8 мкр напротив дома № 9 - огромная лужа. Дождавшись своего автобуса, люди сначала отпрыгивают, чтобы не оказаться в грязи, а потом заходят в транспорт.
Чуть дальше, по другой стороне той же ул. Чкалова, напротив магазина «Березка» асфальта просто нет. Здесь корреспондентов «НГ» буквально за руку поймал Виктор КАЙГОРОДЦЕВ.
- Я уже четыре раза за последнюю неделю попадаю в эти ямы, - возмутился водитель. - В прошлом году на этом участке провели ямочный ремонт. Но такой, что весь щебень давно повыбивали колеса машин. Теперь ямы стали еще глубже. Езда превратилась в экстрим.
Ямы все глубже
Иначе как стиральной доской улицы в районе КСК водители не называют. По ул. Баймагамбетова, напротив СТО «Камкор», как раз такой участок. Он продолжается до Герцена, где экстрим достигает апогея. Проехав всего несколько метров по этой улице, корреспонденты «НГ» едва не угробили автомобиль. Колеса то подпрыгивали на кочках, то утопали в ямах. По дороге медленно, буквально переваливаясь с колеса на колесо, движутся маршрутные автобусы. Водители высовываются из окон, пытаясь определить в дорожном месиве, куда «колесо поставить», шоферские эмоции перекрывают уличный шум.
- Дорога как после бомбежки, - притормаживает, увидев журналистов, Владимир ЧИРКОВ. - Не понимаю, за что мы платим транспортный налог. Я время от времени здесь разбиваю ходовую, а на днях угодил в яму и колесо проколол.
Жалобы от возмущенных водителей продолжаются все последние дни. Утром 27 марта стали поступать звонки о пробке на Большом мосту, который соединяет улицу Тарана с трассой на Затобольск. Поначалу многие думали, что на мосту произошла крупная авария. Оказалось, автомобилисты еле ползут через опасные ямы, образовавшиеся тут.
- В прошлом году здесь делали ямочный ремонт. И где он? Весь щебень и железки повылетали! - бурно реагирует водитель Сабит КАПАСОВ. - Звоню в дежурную часть дорожной полиции, чтобы пожаловаться. Они смеются, мол, чем вы медленнее едете, тем меньше аварий. Звоню Полешко, говорят, он на совещании. Прям как в анекдоте. Когда на Западе разваливаются дороги, их ремонтируют, когда у нас - чиновники совещаются.
C Большим мостом в Костанае дела вообще неважные. Он был построен в 1959 году. С этого времени ни разу капитально не ремонтировался, хотя, как отмечают специалисты, давно нуждается в реконструкции.
- Большой мост расположен на 549 км трассы Екатеринбург-Алматы, его длина 268 м, ширина проезжей части - 8 м, - рассказал «НГ» главный инженер РГП «Казахавтодор» Игорь ЧУДИНОВ. - Его конструкция не была рассчитана на большегрузный поток машин. Поперек моста проходят 5 металлических деформационных швов. Металлические полосы шириной около 30 см расположены на уровне проезжей части, поэтому машины отрывают их каждый месяц. А наши специалисты ежемесячно их заваривают. Так будет, пока не поменяют конструкцию.
Развалившиеся швы и стали причиной затора на Большом мосту на этой неделе. Их нужно опустить чуть ниже проезжей части, а сверху положить асфальт. Замена конструкций - дело серьезное, дорогостоящее и пока не стоящее даже в планах.
Теряем время
Бюджетные деньги заложены на реконструкцию четырех участков по улицам Амангельды, Энгельса и Красносельской. И на капитальный ремонт улиц Победы и П. Борцов и средний ремонт улицы Тарана. А также на ямочный ремонт по всему Костанаю. Таков план работ на весну этого года. На все эти работы из городского и областного бюджетов будет потрачено почти 2 млрд тенге. Говорят, летом могут добавить еще, если увеличится доходная часть бюджета.
Суммы, как обычно, впечатляют. Почему же после их использования на дорогах мы видим не качество, а сплошное разочарование? Подрядчики считают, что тендеры проходят поздно, поэтому какие средства ни вкладывай - результат хорошим не будет.
- У нас конкурсы на ремонт дорог проходят, когда их уже практически пора ремонтировать, - говорит главный инженер ТОО «АБЗ+» Валерий МАРИЕНКО. - Битум мы покупаем в России. Посредники требуют стопроцентной предоплаты. У нас пока проведут тендер, пока объявят результаты, пока перечислят деньги - уходит время. В мае мы закупаем материалы, хотя их можно купить зимой.
Мариенко считает, что средства должны поступать зимой, тогда же и основные материалы надо закупать.
- Мы теряем время, теряем погоду, в итоге затягиваем ремонт до осени, когда начинаются дожди и латать дороги невозможно, - говорит Мариенко. - Ямочный ремонт - это вообще вынужденная мера. Вместо него нужно делать средний, чтобы экономить средства.
Опасные ловушки
Директор ДГП «Костанайгосэкспертиза» Вячеслав КОЗАК к подобному настрою подрядчиков относится скептически. Он считает, что большая часть вины за состояние наших дорог как раз в недобросовестном отношении ремонтников к своим обязанностям.
- Средств в последнее время на ремонтные работы выделяют предостаточно, - отмечает Козак. - Но подрядчики хотят их сэкономить: вместо песко-щебеночной смеси используют фракционированный щебень, который нормами применять не допускается, не уплотняют должным образом основание под покрытие. Некачественно выполняют подгрунтовку. Завозят некачественный битум и т. д.
Свежий ровный асфальт всегда смотрится почти идеально, а вот что под ним - большой вопрос. Специалисты-эксперты при проверке качества работ должны делать так называемые вырубки, когда вырезают кусок нового асфальта и отправляют на экспертизу в лабораторию.
- Лаборанты могут определить, чего не хватает в новой дорожной одежде, но многие экспертизы проводятся только при новом строительстве, а при мелких ремонтных работах их не производят вообще, - объясняет Козак. - Кроме того, дороги должны строить и ремонтировать люди со специальным образованием, а не люди, которые просто научились держать лопату.
Пока же водителям самим впору брать лопаты и засыпать ямы. И зачастую жители так и поступают: самостоятельно огораживают опасные асфальтовые провалы камнями, бутылками и другими средствами. И только спустя время их замечают сотрудники специальных служб. Еще страшнее, когда в ловушки на асфальте влетают водители, которым предстоят еще долгие судебные процессы, если они хотят компенсировать ущерб.
- Если водитель попал в яму на дороге, то со своего мобильного телефона он может набрать номер 102, - объясняет начальник отдела дорожно-технической инспекции управления дорожной полиции Костанайской области Нурлан БЕСЕКЕЕВ. - Приедет наш сотрудник, составит протокол осмотра места происшествия. Либо водитель может сразу позвонить в диспетчерскую акимата Костаная по телефону 57-57-23. Ведь все дороги города обслуживает отдел ЖКХ акимата. Их специалисты также должны выехать, выяснить причину, какой подрядчик или какая коммунальная служба делала ремонт и т. д.
После этого водитель будет судиться с той службой, которая некачественно сделала ремонт. На это уходит обычно не меньше года. И судебные издержки, расходы на адвокатов, простой автомобиля обходятся еще дороже. Получается, что при огромном количестве проверяющих дороги все равно остаются раздолбанными. «НГ» предлагает жителям Костаная самим поучаствовать в контроле за качеством ремонтируемых улиц и улучшить их состояние.
Спецпроект «Дырки Костаная»: Угодил в яму - расскажи о ней!
«НГ» предлагает костанайцам провести совместную «ревизию» ям на наших дорогах. Замечайте, фотографируйте, снимайте на видео проблемные места на улицах Костаная. Сообщайте о дорожных дырах редакции по телефону 53 51 51, по электронному адресу: ng@ng.kz, размещайте информацию о них самостоятельно на форуме www.ng.kz. Давайте попробуем составить общую картину состояния наших дорог и добиться, чтобы власти города тоже обратили на нее внимание.
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера