Пейте пиво пенное?
В последнее время на улицах Костаная вновь появились баннеры с рекламой пива «Дербес» и «Ирбис». Казалось бы, рекламодатель, вывесивший растяжку своей продукции, должен был быть немедленно оштрафован, а баннеры сняты, но...
Все понимают, что, рекламируя безалкогольное пиво, пивные компании с большей долей вероятности пиарят свою основную продукцию. Но зонтичной рекламой в этих конкретных случаях баннеры не считаются. Поскольку такая продукция действительно имеется. И явно не основной продукт становится для пивоваров надежным щитом. Специалист кадастрового отдела управления градостроительства и архитектуры области Даурен АЙТЕНОВ вспоминает, что года 2-3 назад прокуратура смогла через суд наказать рекламодателя, разместившего баннеры с рекламой спичек «Хуторянка».
- Было доказано, что таких спичек нет, а значит это зонтичная реклама водки с аналогичным названием, - говорит Даурен Айтенов. - Производители «Хуторянки» выплатили штраф, а баннеры были сняты.
«НГ» в прошлом году поднимала эту тему: тогда тоже по городу были развешены «пивные» баннеры. После публикации они исчезли. Оказалось, управление градостроительства и архитектуры направило письмо прокурору Костаная Араю Алимову о том, что ТОО «F.I.R.S.T. AGENCY» самовольничает, хотя им было отказано в в размещении наружной рекламы безалкогольного пива. На тот момент они не предоставили документы о регистрации товарного знака. Прокуратура начала проверку, в ходе которой, как и было сообщено в управление градостроительства, было представлено свидетельство на товарный знак. В перечень товаров «Дербеса», например, входят пиво, минеральные и газированные воды и прочие безалкогольные напитки. При проверке было установлено, что размер наименования товаров, в данном случае безалкогольного пива, составляет не менее 30% площади. Решение прокуратуры: «Оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется».
- Если у рекламодателя имеется весь пакет документов с главной его составляющей - регистрацией товарного знака, то мы имеем право дать свое разрешение на размещение рекламы безалкогольного пива, - пояснила «НГ» начальник управления архитектуры и градостроительства Сара УМАРОВА. -
- Такая ситуация сложилась потому, что в нашем законодательстве есть противоречия, - считает помощник прокурора г. Костаная Ержан РЫСПАЕВ. - С одной стороны, ст. 13 Закона «О рекламе» запрещает рекламу алкогольной продукции, а с другой стороны, есть ст. 14-1, которая разрешает рекламу товарного знака, в том числе и алкогольной продукции.
Точку в 2008 году поставил генеральный прокурор Рашид Тусупбеков после письма Союза пивоваров Казахстана с просьбой «оказать содействие в разрешении вопроса рекламирования безалкогольного пива». Из ответа Генпрокуратуры следовало, что поскольку «безалкогольное пиво не является алкогольной продукцией, то на него не распространяются нормы Закона РК «О государственном регулировании производства этилового спирта и алкогольной продукции...»
- Да, у нас нигде не прописано, что может быть изображено на баннерах. Ст. 13 Закона «О рекламе» запрещает рекламу алкогольной продукции, а также рекламу товаров с использованием товарного знака или названия, известного как наименование алкогольной продукции, но с другой стороны есть ст. 14-1 «Особенности рекламы товарных знаков», где значится, что «в случаях, когда один товарный знак зарегистрирован по нескольким перечням товаров и услуг, включающим наименования алкогольной продукции, табака и табачных изделий, то при распространении, размещении рекламы с использованием указанного товарного знака в обязательном порядке должны быть четко определены рекламируемые товары и (или) услуги». Главное условие: размер наименования товаров должен занимать не менее 30% от общей площади рекламы, - подтверждает юрист ОЮЛ «Ассоциация содействия предпринимательской деятельности в Костанайской области» Анна ДУДИНА. - Люди прежде всего видят пиво, а потом уже с каким процентным содержанием алкоголя этот напиток. Просто рекламодатели очень умело используют лазейки в законах.
Фото Зульфии НАБИЕВОЙ
Материалы номера