Почему письма не дошли до адресатов

Пенсионерка Федянина считает, что недоставлению писем нет оправданий

Галина КАТКОВА

Восемь нераспечатанных конвертов чудом не пропали

Они были пристроены на краю почтового ящика в костанайской многоэтажке по адресу: ул. Строительная, 2/2. А должны были попасть в другие места. Семь штук - в здание напротив, по ул. Строительной, 2. А одно - на улицу Гоголя.

Чужие письма в воскресенье, 23 ноября, в своем подъезде обнаружила пенсионерка Анна ФЕДЯНИНА. Взяла в руки пачку и поразилась: судя по штемпелям, они давно уже должны были найти адресатов, некоторые еще в октябре.

Сознательность, которую проявила Анна Тихоновна, по нашим временам действительно сродни чуду. Она подобрала письма и принесла в «НГ». Шла пешком, пенсия у нее всего 12 с небольшим тысяч тенге. Ее размер приучил пенсионерку многое в жизни переводить на деньги.

- Недоставленные письма - это преступление, - заявила она. - Мы платим за конверт 120 -180 тенге. Когда-то он стоил полкопейки - копейку. Если пересчитать на нашу валюту, выйдет, что в десятки тысяч раз выросла цена. А ответственность? Я сама весной получила письмо с 20-дневным опозданием. В гостиницу «Уют» оно попало.

«Уют» располагается в том самом доме, куда адресована большая часть недоставленных писем. Это бывшее общежитие гормолзавода. Гостиница занимает его часть, остальное - приватизированное жилье.

- Хозяевам этих квартир нормально доставлять корреспонденцию невозможно, - настаивает начальник центрального операционного участка КФ АО «Казпочта» Валентина ХУРТИНА. - Главная причина - ни у кого нет почтовых ящиков. Письмо оставить негде. Вахты не существует. Оставлять в дверях? Почтальон из отделения связи №7 рассказывала о жалобе клиентки, у которой мальчишки выдернули письмо из двери и требовали за него 100 тенге.

- Мы были в местном ПКСК, предложили оставлять письма там, - продолжает тему начальник отдела организации и эксплуатации почтовой связи филиала «Казпочты» Нина СЕЛЕНКО. - Не соглашаются . Большинство жильцов - должники и не бывают в ПКСК. Мы их попросили хоть двери квартир нормально пронумеровать. Попробуем в ближайшие дни доставить письма, если не получится - извещения хоть на стену клей.

Тому, что письма вообще обнаружились по другому адресу, представители «Казпочты» дают одно объяснение - мальчишки нахулиганили. Как было на самом деле, выяснить невозможно. Мы, например, узнали, что для жильцов этого дома почтальон оставляет письма в магазине «Оазис». Раз в месяц приходит и уносит невостребованные. Они есть всегда. Не забирают обычно послания с официальными штампами, от коммунальщиков, судоисполнителей. Тут неплательщики живут принципиальные, рассказывала продавец, днем двери никому не открывают.

Вечером в трех квартирах дома, коридоры которого были смрадны, темны и украшены скрутками электропроводов, двери нам тем не менее открыли. Выяснилось, что письма в тот день до адресатов так и не дошли - днем в квартирах никого не было.

Похожая ситуация, по словам работников «Казпочты», во всех общежитиях такого типа. Трудно доставлять почту и в коттеджи, где кованые ворота, злые псы и... отсутствие ящиков «Для писем и газет».

Судьба восьмого письма из пачки чуть не потерянных такова. Женщина, отправляя его внуку в Россию, воспользовалась казахстанским конвертом и перепутала местами адреса куда и откуда идет послание.

- Такое мы давно должны были человеку вернуть, - признает Хуртина. - Съездили, извинились. Конечно, нашей ответственности за доставку никто не отменял. Но что-то должны делать и жители. В Мендыкаринском районе был случай, когда почтальон в отчаянии прибила односельчанам на ворота обрезанные пластиковые бутылки. Вместо ящиков. Есть и положительный пример. В Костанае жители многоэтажки по пр. Абая скооперировались и недавно заказали 300 почтовых ящиков.

Ящик стоит 2 500 тенге. Но его покупают надолго, можно потратиться, считают на почте. Можете сделать ящик сами. Тоже вариант.

Фото Станислава НАМА