Анатолий ТИХАНОВСКИЙ: «Сейчас такие писательские «штучки» воспринимаются детьми вовсе не безобидно»
"Наша Газета". «Дураков не сеют и не жнут, дураки всегда родятся сами!». Актер театра и кино, поэт-исполнитель Михаил Ножкин писал эти строки в песне «Про дураков» еще в советское время. С тех пор поменялся политический строй, пришла прямо противоположная общественно-экономическая формация. Но глядя на то, что сейчас называют образованием, надо признать, что дураков, как ни печально, но растят!
Да-да, растят в школах, а потом «жнут» по их окончании, в том числе в виде ЕНТ, как апофеоза всего этого действа. Известно даже на последнем примере сдачи ЕНТ в 2012 году, что для нескольких выпускников школ итог тестирования прозвучал, как смертный приговор - в прямом смысле этого выражения.
Есть, конечно, попытки привносить в обучение детей новаторские методы обучения, привлекая для этого известных писателей, причем именно детских. На первый взгляд, логично. Не только черствым языком учебника решили учить детей, но и творческим словом. Например, Григорий Остер - прекрасный поэт и писатель. Его шутливые детские «недетские» произведения известны уже много десятилетий. Это он написал стихотворение про то, как бабушка собирала своего внучка-пирата в разбойничий поход. И такие наставления давала: «Ром без закуса не пей. Хода нет - ходи с бубей …». Занимательно, умно, смешно. В советское время, при том менталитете и развитии детей и взрослых, это стихотворение воспринималось как шутка, не более того. Пионерия, комсомол и партия, как идеологические фильтры, эдакие мембраны разного калибра, не давали подавляющему большинству детей пойти по пути этого самого внучка-пирата в жизни.
Сейчас иные ориентиры, герои, примеры. И уже нет тех фильтров. Да, во многом советская идеологическая цензура была излишней и даже пагубной, мерзкой составляющей того времени. Но в определенном смысле она совсем уж явный негатив отсекала. А сейчас такие писательские «штучки» детьми воспринимаются вовсе не безобидно.
Попались мне по случаю несколько выдержек из российских учебников. Обозначены они, как занимательные упражнения для ума, изложенные в свободной форме. Ну, вот, к примеру: «Отплякиваясь от сурых пляк, каждый хамсик шмыряет на глын по 5 гнусиков. Сколько гнусиков шмырнут на глын 12 хамсиков, отплякивающихся от сурых пляк?»
Человек, учившийся уму-разуму в 60-70 годах прошлого века, может и с ума сойти, так и не дочитав эдакой задачки до конца! А современные малыши, как мыслится теми, кто производит сей продукт и теми, кто обучает детей по нему, вполне все это переварят. Может быть, они и переварят, вот только, что их них получится на выходе из школы? Сдается мне, что многие из тех, кто учился на всей этой белиберде, так и буду до конца дней плякать и млякать. Нам это надо?
Говорят, что и казахстанские педагоги пытались перенимать такой способ подачи знаний школьникам. По учебнику профессора Л.Глазыриной, изданный издательством «Келешек-2030», именно на таких «пляках» и «хамсиках» преподавали. И после этого вы скажете, что дураков не сеют и не жнут?
Последние новости