В Кубке Континентов по танцам на инвалидных колясках впервые участвовали костанайцы

Аруна Жаксагулова: "Уверена, когда нибудь мы привезем Кубок Континентов в Казахстан"

Галина КАТКОВА

22 сентября 2012, 12:04 |  Культура

Больше того, впервые на этом рейтинговом турнире, который утвержден Международным Параолимпийским комитетом 11 лет назад, вообще был представлен Казахстан. Флаг нашего государства поднимался в Санкт-Петербурге благодаря костанайцам Аруне Жаксагуловой, Владиславу Сахно и их хореографу Андрею Нужному.

Кубковые соревнования проходили 8-9 сентября в северной столице России. В них участвовали спортсмены из 17 стран, в числе которых Австрия, Израиль, Италия, Сербия, Словакия, Китай, Южная Корея, Польша, Мексика, Белоруссия, Украина, само собой Россия. Наша пара добралась до полуфинала. Для дебюта очень неплохо. «НГ» попросила заместителя председателя общественного объединения «Умiт — Надежда» Аруну ЖАКСАГУЛОВУ поделиться впечатлениями об этом турнире по спортивным бальным танцам.

 - Аруна, как вы сумели попасть на Кубок Континентов?

- Мы с Владом дважды побеждали в республиканских чемпионатах. Имеем специальный идентификационный номер от Параолимпийского комитета, который позволяет нам в течение года официально представлять свою страну на турнирах такого уровня. Информацию о нем мы нашли в интернете. Я вообще стараюсь как можно больше выуживать в Сети сведений о моих любимых танцах. А в интернете вывешиваются и планы соревнований самого разного ранга. Была, например, информация о Кубке мира в Голландии. В первой половине апреля. Хотели ли мы туда поехать? Конечно! Но там финансирование надо было обеспечить около $1000 на человека. Собрать нужную сумму мы близко не смогли. Ну, и наложилось другое событие - к нам, умитовцам, примерно в это время приезжала японская делегация. Ну, а уж в Санкт-Петербург мы попали.

 - Интересно, почему именно в Питере устраивают эти соревнования?

- Я знаю, что именно в этом городе первыми в России стали развивать танцы на колясках. Петербургские танцоры входят в сборную страны, вообще — в числе фаворитов в этом виде спорта.

- А в Казахстане вы были первыми?

- Стопроцентно. Когда-то мы, костанайцы - а именно ребята из нашего общественного объединения - были первыми, кто начал танцевать на колясках в Казахстане. Это произошло в 2009 году. Читатели «НГ» наверно помнят, ваша газета нас очень поддерживала в этом начинании.

Я танцами буквально заболела. Всем и каждому рассказывала, как это красиво да еще и полезно для колясочников: тренируются мышцы спины и грудные мышцы, выравнивается осанка, исчезают признаки начинающегося, сколиоза, человек начинает лучше выглядеть, перестает стесняться себя, в нем просыпается достоинство, депрессии отступают. Ведь танцы же — это удовольствие, кайф, способ выразить эмоции... И втройне полезно это для общества. Люди, привыкшие в лучшем случае жалеть «бедных калек», приходят на танцевальные фестивали, образно говоря, с одним выражением лица, а уходят совсем с другим. Не все, правда. Век не забуду предпринимателя, которого я, переполненная радостью, приглашала где-то в публичном месте на наш первый чемпионат по спортивным бальным танцам на колясках. «Чемпионат по чему... по чему», - сказал он в ответ, глядя на меня, сидящую перед ним в коляске. И столько убийственной иронии было в его словах, что сейчас я от всего сердца надеюсь, что он читает газеты, смотрит телевизор и слышит о нас, о том, как мы продвигаемся.

Одним словом, в 2009 году мы провели в Костанае фестиваль, воодушевились и в тот же год сумели организовать в области первый чемпионат республики. Оказалось, что в шести регионах Казахстана разделяют наш энтузиазм и поддерживают нашу инициативу. Мы, кроме того, с самого начала стремились, чтобы наш проект «Танцующие коляски» воспринимался не только как амбициозное разовое мероприятие. Поэтому после фестиваля мы сразу забросали письмами республиканский Параолимпийский комитет, министерство физкультуры и спорта. Просили, чтобы спортивные бальные танцы на колясках признали официально существующим в Казахстане видом спорта и внесли в Параолимпийский реестр. И вот как раз участие в Кубке Континетнов показало, что мы не зря тогда были так настойчивы.

Рассказываю я сейчас гладко, но было совсем не легко. В 2010 году, например, провести второй чемпионат республики не получилось. НПО города, которому Параолимпийский комитет доверил его организацию, сослался на отсутствие опыта, еще что-то и отказался. То же самое чуть не случилось в 2011 году. Павлодар все переносил даты, потом вообще сдался. И когда мы поняли, что дело, которое мы продвигаем, вот- вот похоронят под грудой организационных неувязок, председатель нашего ОО Дуйсенгали ОСПАНОВ поехал в министерство и за месяц до назначенной даты сказал, что мы в Костанае проведем чемпионат. Не дадим загубить свое детище. И провели.

Нас тогда поддержал республиканский «Нур Отан», предприниматели... Спасибо всем. Поверьте, мы никогда не забудем этого. Такие вещи помогают нам жить.

 - А на Кубок Континентов вы ездили за свои деньги?

- Танцы на колясках официально признаны в РК видом спорта. И поэтому финансирование на поездку мы получили от спорткомитета области. За что очень благодарны. Жаль, конечно, что средства выделили только на одну танцевальную пару, хореограф Андрей Нужный готовил две. Хочу сказать, что наша поездка - огромная заслуга и Андрея. Кроме того, что он с нами совершенно бесплатно занимается - а это вообще переоценить невозможно, он взял на себя подачу заявок, все переговоры, перевод на английский нужных документов.

- Что на соревнованиях запомнилось больше всего?

- Все! Уровень высочайший. Мы начали заниматься танцами в Казахстане, чем гордимся. Но мы отчасти вслепую продвигались. Участие в международных соревнованиях необходимо для профессионального роста, Кубок Континентов — отличный мастер-класс. В том числе и для организаторов соревнований. Все-таки параолимпийская специфика играет роль. Так что в первый день была аттестация, осмотр врача — смотрели уровень переломов, оценивали силу рук, делили на категории, чтобы люди могли состязаться друг с другом на равных.

Ну а уж сами соревнования! Я все два дня, что они шли, не отходила от паркета. Мне ни пить, ни есть не хотелось. Я смотрела, впитывала, все старалась запомнить. Наш хореограф снимал на видео.

Мы же до сих пор варились в собственном соку. Да, сегодня есть интернет. Что-то находили там, что-то сами придумывали. А тут увидели мировую школу танцев на колясках.

Что я, например, для себя поняла? Танцы на колясках предполагают много импровизации, больше, чем когда выступают обычные танцоры. Хотя есть, конечно, определенные требования, традиционная для любых танцевальных чемпионатов программа: 5 классических танцев — вальс, медленный вальс, фокстрот, танго и квикстеп и 5 латиноамериканских - самба, румба, пасодобль, ча-ча-ча и джайв.

Я поняла, что перед нами еще огромные горизонты, к которым надо стремиться. На Кубке Континентов мы дошли до полуфинала, но в финал все-таки не попали.

- Полуфинал для дебютантов тоже очень неплохо. Тем более вы сами говорили, россияне те же танцуют уже 15 лет, а вы три с небольшим года.

- Не только в этом дело. Я, конечно, признаю, опыта и мастерства нам не хватает. Но, кроме того, я - единственная из множества участников - выступала на обыкновенной комнатной коляске. Все остальные — на специальных танцевальных. Когда я вышла на паркет, сразу увидела, почувствовала, насколько выше возможности тех колясок, на которых разминались люди рядом со мной. Я, все усилия прикладывая, могла сделать один поворот-пируэт на коляске. А соперники за это же время — четыре- пять.

Мы попытались с Владом, моим партнером, добавить скорость. Те коляски прекрасно приспособлены к резким поворотам на высокой скорости. Мы попробовали за ними «угнаться» - я дважды на разминке упала. Коляска на крутых виражах становится на два колеса и удержать ее невозможно. И конечно, у Влада появился страх, что он меня травмирует. А он прекрасный партнер, элегантный, при этом бережный, аккуратный. Мы с ним танцуем уже два года, он знает всю специфику. Но домашняя коляска резко сужает возможности.

- Я видела танцевальную коляску. Одна из участниц чемпионата приезжала в Костанай с такой. Она намного легче обычной...

- Легче, более маневренная, у нее впереди два маленьких колеса, которые позволяют ей выписывать истинно танцевальные па. Сейчас уже не только иностранцы, но и наши соседи по СНГ танцуют на таких. Два вида танцевальных колясок выпускаются сейчас в России: «Катаржина» и «Люкор». Мы с фирмой «Люкор» начали созваниваться еще в 2009 году... А на Кубок Континетов приходил представитель этой компании. Мы даже встретились с ним. Я почти поверила в чудо.

- Но оно не случилось?

- Нет. Этот Юрий показал коляску. И назвал цену. Для нас — огромную. Около $2000. Мне перед поездкой брать и сестра дали немного — все-таки в Петербург еду, вторую столицу России. Я вытряхнула все. Андрей вывернул карманы. Мы их чуть не в горсти держим, эти наши разноформатные деньги, там даже несколько евро было. Представитель фирмы стал их считать, переводить по курсу. А мне было разрешено сесть на «люкоровскую» коляску. И она мне так подошла, а ведь они делаются точно по меркам... И вот я в ней кружусь, делаю прогиб назад — там же спинки почти нет, она очень низкая, чтобы танцор мог продемонстрировать осанку, пластику, имел максимальную свободу движений... Короче, я наслаждаюсь. И почему-то почти уверена, что коляска моя. Но подсчеты закончились. И Юрий, говорит, что $600 - мало. Я пытаюсь его убедить в том, что мы приедем домой и будем искать деньги, а пока нельзя ли взять в долг, заплатив часть... Я просила так, как ничего и никогда не просила до сих пор.

Не вышло. Он вернул наши, как выяснилось, гроши. Я из коляски пересела на скамейку. И знаете, я сильная.. Давно не плачу. Травма мне когда-то совсем молодой девочке, 17-летней, перевернула жизнь. Что уж после этого плакать. Но тут я не выдержала. Может, переход от сумасшедшей надежды к разочарованию был слишком резким. Слезы хлынули сами собой. И не могли остановиться. Сколько ехали до гостиницы, столько я рыдала. Ребята из Липецка всполошились: «Аруна, да в чем дело, что случилось? Вы впервые на таких соревнованиях выступили». А я, уже собрав остатки чувства юмора, ответила: «Это я так свой дебют на международном уровне «обмываю».

- Аруна, и что теперь?

- Я себе сказала, если придется по кругу с шапкой ходить — пойду. Надеюсь, найдутся отзывчивые и понимающие люди. Помогут нам. Не мне одной, подчеркиваю. Нам. Чтобы все ребята, которые танцуют, опробовали ее. Меня успокаивали, мол, Аруна, ну что одна коляска может изменить? Да многое. Я хочу, чтобы лед тронулся. Чтобы те, от кого зависит принятие решений, воочию увидели разницу. Мы ведь за танцы как агитировали? По-ка-зы-вали, танцевали, чтобы все увидели, как это может быть красиво.

Мне говорят, надо решать проблему на государственном уровне. Да я разве против? Я за. И делать все для этого буду. Но время идет. И сейчас нам бы хоть одну колясочку. Мы же там, в Петербурге, ее хорошенько рассмотрели, оценили легкость материала, простоту конструкции. И у меня сразу вихрем какие мысли в голове закрутились. Что мы ее привезем и покажем умелым людям. Ну, на том же «АгромашХолдинге». У меня же был опыт, когда мне по подобию изготовили коленоупоры. Может, и коляску попробуют сделать. Ну, выпускаем же мы комбайны и машины...

Я понимаю, когда даже самый добрый и отзывчивый человек считает: тут бы на всех обычные коляски закупить, а Жаксагулова за какие-то танцы переживает. Но вы знаете в чем главный смысл — и об этом тоже надо рассказывать: одна пара танцует, а сколько людей вокруг верят, что и они смогут, что им есть к чему стремиться, что надо подкачать мышцы, заняться собой, стряхнуть депрессию... Что жизнь-то на инвалидности не закончилась.

Когда я осталась искалеченной, рядом были замечательные родные, друзья, все меня поддерживали, толкали вперед. Но не у всех такое окружение. И те, кому подняться, жить вдесятеро труднее, чем было мне, они могут поверить не словам, а реальности, результату, это замечательной картине — танцы на паркете, музыка, свет, радость. И ты красивый, сильный, тебе аплодируют, ты живешь. Это куда убедительнее увещеваний: не падайте духом, все будет хорошо.