Костанайская область возвращает республике полмиллиарда тенге и объясняет, почему
Галина КАТКОВА
"Наша Газета". Объяснения в конце прошлой недели слушали сенаторы (среди, которых почему-то не было ни одного костанайца) и вице-министр финансов Берик Шолпанкулов. Напомним, они приезжали, чтобы понять, насколько эффективно расходуются в регионах деньги республиканского бюджета.
- Мы приехали уточнить понимание проблемных вопросов. Не все можно услышать, сидя в кабинете, - сказал, открывая заседание «круглого стола», председатель сенатского комитета по финансам и бюджету Рашит АХМЕТОВ.
Пожалуй, главное уточнение заключалось в том, что костанайцы, от акима области до начальников управлений, на фактах показывали - речь надо вести о том, насколько сегодня регионы имеют возможность эффективно осваивать республиканские средства.
Большие средства, что и говорить. В бюджете любой области доля поступлений из республиканского бюджета доминирует. В 2011 году, например, из общего плана расходов бюджета Костанайской области 67,1% или 80,7 млрд тенге — это финансирование из республиканской казны в виде субвенций, трансфертов и бюджетных кредитов.
За 2011 год области были выделены кредиты по трем направлениям и 49 трансфертов. Сумма неиспользованных средств за 2011 год составила 2 млрд тенге, из республиканского бюджета — 1,8 млрд тенге, - говорил на «круглом столе» заместитель акима области Мурат ДАРИБАЕВ. - Из них наибольшую сумму, 1,2 млрд тенге, составляет остаток кредита из республиканского бюджета на строительство жилья. В связи с поздней разработкой проектно-сметной документации на строительство жилья 3-го класса комфортности. Строительство жилья 4-го класса предусмотрено только в 2012 году по программе «Доступное жилье 2020».
Вообще говоря, речь идет о том, что сначала жилье 4-го класса комфортности присутствовало и в жилищной программе 2011 года. А потом правительство правила игры изменило. Подрядчики приостанавливают работы, начинается посреди года спешная подготовка новой ПСД... Пример только от одного Дарибаева был не единственным.
- В 2011-2012 годах неоднократно допускались и допускаются случаи, - сообщал он сенаторам, - когда несвоевременно разрабатывается нормативная база для использования трансфертов. Например, в 2011 году уже с марта из бюджета были выделены средства на ежемесячные выплаты опекунам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом правила о назначении и выплате этих пособий правительством были утверждены только 1 августа 2011 года. Аналогично: в 2012 году были предусмотрены трансферты на формирование региональных стабилизационных фондов продовольственных товаров, однако до сих пор не представлен утвержденный порядок их использования. А выделение денежных средств по плану предусмотрено с августа. Мы вносим предложение: принять норму о недопущении заключения соглашений по целевым трансфертам до утверждения порядка их использования.
Стабфонды — не единственная горячая тема, которую уже в этом году правительство своими действиями «остужает» вразрез интересам регионов.
На 2012 год расходы бюджета Костанайской области предусмотрены в сумме 134,5 млрд тенге, из них 66,5% или 89,4 млрд тенге — из республиканского бюджета. При плане расходов 92,4 млрд тенге на 1 сентября исполнение составляет 97,9%. Сумма неисполнения — 1,9 млрд тенге, в том числе из республиканского бюджета — 1,6 млрд тенге. По итогам года, по словам того же Дарибаева, ожидается полное освоение за исключением «кредита на проведение ремонта общего имущества объектов кондоминиума по второму механизму в сумме 500 млн тенге».
Речь идет о ремонте домов по программе модернизации ЖКХ, которая прямо-таки вросла в повседневность местной исполнительной власти. Уж эта программа — актуальнее некуда. Что же произошло?
- Неосвоение средств складывается потому, что кредиты по второму механизму населению выделяются на платной основе - через АО с государственным участием, со ставкой вознаграждения 6,43%. Тогда как по первому механизму трансферт используется на беспроцентной основе, - объяснял Дарибаев. - Это ставит в неравное положение участников программ и к отказу собственников квартир участвовать в программе модернизации ЖКХ. В связи с этим в Агентство по делам строительства и ЖКХ нами направлены письма об отзыве кредита.
- Модернизация ЖКХ — дело, безусловно, нужное и важное. Впервые государство вообще выделяет на это деньги. И нам важно донести до людей, что если программу игнорировать, то второго шанса не будет, - включился в обсуждение аким Костанайской области Нуралы САДУАКАСОВ, - поэтому 312 млн тенге по первому механизму мы полностью используем. Но со вторым — проблемы серьезные, к которым присоединились еще и организационные неувязки. Первоначально правила требовали создания для реализации механизма финансирования участников программы ТОО. Мы их организовали, потратили на это время. Потом правила изменили, затребовали создать АО... А самый сложный вопрос с этими 6 процентами. Люди же в курсе — в этом году это кредиты, начиная со следующего года средства будут предоставляться в виде трансфертов, без всякой кредитной ставки. Так лучше подождать. Поэтому мы в области еще несколько месяцев назад приняли решение и считаем, что это государственный подход, - отозвать у нашего региона кредит. Может, кто-то сумеет им воспользоваться.
АО, кстати, о которых говорили на «круглом столе», должны иметь минимальный уставной капитал 80,9 млн тенге. Создавать их надо было в 5-ти городах области. Как заметил начальник управления энергетики и ЖКХ Аубакир ТАЙКЕШОВ, если сравнить их суммарный уставной фонд 400 млн тенге с 500 млн тенге бюджетного кредита, явно видна нецелесообразность затеи.
- Я вносила предложение, чтобы эти кредиты были беспроцентными, - заявила под занавес мероприятия сенатор от Акмолинской области Светлана ЖОЛМАГАМБЕТОВА. - Предлагала принять специальное постановление правительственное, где сделать оговорку, что временно, только на один 2012 год предоставить бюджетный кредит без процентов... Минфин однако заверял, что решит проблему другим путем. На следующий год вы ее действительно решаете — будут трансферты, но в этом году вы поставили местные органы власти в тупик. Людей, которых они с трудом уговаривали участвовать в этом деле своими средствами, вы от программы отталкиваете, в итоге провалено поручение президента. А ведь вы нам говорили, что расходы по процентам возьмут на себя местные органы власти. А сейчас я слышу же ясно от костанайцев, что эти средства в бюджет не заложили и не могли заложить. Получается, Минфин нас просто обманул?!
- В рамках закона предусматривается и привлечение частных инвестиций в программу модернизации, - взялся отвечать сенатору вице-министр финансов Берик ШОЛПАНКУЛОВ. - Любой коммерсант может сам отремонтировать дом, а затем, за счет погашения затрат жильцами, эти средства «отбить». А предложения по субсидированию ставили в неравные условия с государством частных инвесторов... На сегодня рекомендовано, в том числе и Агентством по делам строительства и ЖКХ, в регионах исполнительной власти нанимать операторов программ, выплачивать за услуги по операторству, а те будут за счет этих денег погашать процентную ставку и таким образом не налагать ее на население.
Хорошо все-таки, что это только рекомендация. Конечно, с рыночной точки зрения, правильно везде и всюду предполагать интерес частного бизнеса, частного инвестора. Но пока он в этой программе никак себя не заявляет, а теоретически возможная схема на местах не сработала.
Костанайцы к завершению «круглого стола» подготовили целый пакет предложений для депутатов парламента и правительства, в том числе по межбюджетным отношениям, по инвестиционным программам, связанным со строительством жилья и иных объектов, по программам субсидирования в сельском хозяйстве.
Последние новости