Евгений ШИБАРШИН: «Сколько достанется на конкретную «душу» казахстанца от почти удвоенного ВВП?»
"Наша Газета". 28 августа правительство РК рассмотрело проект бюджета на 2013-2015 годы. В условиях перманентного мирового финансового кризиса слышать о росте ВВП в Казахстане с 36,6 трл тенге в 2013 году до 65,3 трл в 2017-м - все равно, что настроиться на просмотр фантастического кино. Но факт остается фактом: министр экономического развития и торговли Бакытжан САГИНТАЕВ доложил, что ежегодно реальный ВВП будет расти в пределах 6-7%, и количество ВВП на душу населения в обозначенные годы вырастет с $14 тыс. до $24 тыс.
Но сколько реально достанется на конкретную «душу» казахстанца от почти удвоенного национального богатства? Речь, конечно, идет не о примитивном распиливании ВВП между всеми гражданами, а о создании возможностей для развития человеческого капитала. То есть, о расходах на науку, образование, медицину, на поддержку населения, нуждающегося в защите.
Если учесть, что финансирование этой сферы идет в основном из республиканского бюджета, то увеличение расходной части с 6,2 трл тенге в 2013 году до 7,1 трл в 2015-м не очень-то впечатляет. Еще год назад президент Назарбаев на совещании инвесторов сетовал на отставание Казахстана от развитых стран по доле ВВП, используемой для развития науки. Но и к 2015 году расходы на эти цели запланированы лишь в объеме 1% от ВВП (в развитых странах - около 3%). Когда Казахстан выйдет на этот уровень, правительство пока не прогнозирует.
Есть и другие цифры, о которых предпочитают не говорить. Недавно экономист Канат БЕРЕНТАЕВ привел такие данные: оказывается, в странах с развитой экономикой на заработную плату наемных работниками расходуется около 60% ВВП, в Казахстане - всего 33%. Он считает, что этот показатель очень важен. За ним стоят возможности накопительного потенциала населения, на котором, в свою очередь, основана вся теперешняя пенсионная система. И не только. По этой причине невозможно реализовать программы «Доступное жилье» и модернизации ЖКХ, призванные повысить качество жизни многих казахстанцев.
- Эти модели, как правило, работают в странах, где имеется очень сильный средний класс, составляющий до 70% населения, - утверждает экономист. - Там действительно пенсионные средства позволяют накапливать на 10-15 лет пенсионной жизни.
Но разве от доли ВВП, уходящей на оплату труда работников, не зависит и степень оживленности внутреннего товарного рынка? А ведь министр Сагинтаев как раз и заявил, что «основным источником роста ВВП будет расширение внутреннего спроса, который будет расти темпами в среднем 6,5-6,8% в год, а также сохранение внешнего спроса на казахстанскую продукцию». Но за счет чего увеличится «внутренний спрос»? Неужто из-за резкого увеличения доходов населения? Сомнительно. Пока экономический рост последних лет у нас стимулировался вбросом огромных средств из государственной казны. Будут ли давать соответствующую отдачу вводимые сейчас инвестпроекты – большой вопрос. А темпы роста, похоже, запланированы не столько на основе прогноза по «расширению внутреннего спроса», сколько по давней традиции плановой системы – от достигнутого.
Последние новости