Вадим СОБОЛЕВ: «По анекдотам можно судить и об уровне демократии, и об уровне коррупции»

«Чем сильнее тоталитарное государство, тем больше политических анекдотов»
17 июля 2012, 12:24 |  Общество

"Наша Газета". После истории с «узбекскими рабами», которые, насколько мне известно, уже отправлены на родину, причем дело по статье 128 УК РК «торговля людьми» прекращено, вспомнился анекдот. Встречаются президенты Узбекистана и Казахстана. Первый говорит: «Узбеки живут хорошо - у каждого участок, машина, дом». Второй отвечает: «Я не буду хвалить, как живут казахи, но знаю, что у каждого казаха по два узбека работают».

Казахстанский политолог Нурлан ЕРИМБЕТОВ на одном из заседаний «Айт-парка» так высказался об этом жанре: «В 21-м веке анекдот – единственная сохранившаяся форма фольклора. Многие явления анекдоты делают менее острыми, потому что когда что-нибудь переходит в область смеха, оно теряет свое ожесточение. Анекдот, наверное, это показатель здоровья нации, общества. Если в обществе над какими-то вещами еще можно шутить, значит, некий задел позитива есть. Плохо, когда человек сразу берет камень и кидает в соседа или чиновника».

Еримбетов рассказал, как в 1982 году он присутствовал на похоронах Брежнева (в числе других студентов был отправлен по разнарядке) и запомнил, что в ходе траурных мероприятий все рассказывали анекдоты о Леониде Ильиче.

Когда-то анекдоты передавались только из уст в уста, потом появились сборники, и наконец теперь анекдот сам выловит тебя в сетях Интернета.

Анекдоты невозможно запретить. Ведь их рассказывали и тогда, когда за подобные хохмы запросто можно было получить от трёх до пяти. В сталинских лагерях сидело немало любителей острого словца.

Сейчас для того, чтобы попасть в анекдот, надо быть не просто публичной фигурой, но фигурой популярной, узнаваемой, яркой, даже авторитетной. Например, вот такой анекдот: «Масимов собрал правительство и говорит: «Господа, я смотрю, вы время зря не теряете. Все приватизировано: магазины, рестораны, гостиницы, даже аэропорты и железные дороги. Пора уже и о народе подумать!» Тишина... Потом голос из зала: «Да, душ по 200 не помешало бы...».

Говорят, что политические анекдоты живут столько, сколько существует политическая система. По анекдотам можно судить и об уровне демократии, и об уровне коррупции. Вопрос – «Чего у нас в стране больше - авторитета власти или авторитетов во власти?» - он тоже из народного творчества. Есть универсальное выражение, которое можно применить к любой постсоветской стране: «Не воруй! Правительство не терпит конкурентов»!

Если политический анекдот язвителен и злободневен, можно сделать вывод, что в стране авторитарный режим. А если вызывает лишь улыбку - значит, всё ехидство может выражаться легально через СМИ. Анекдот всегда дает чуть-чуть утрированное, концентрированное выражение действительности. Чем сильнее тоталитарное государство, тем больше политических анекдотов.

Кстати, костанайские команды КВН запоминаются не только бытовым юмором, но и меткими зарисовками на политическую злобу дня, доходящими до хорошего уровня сарказма и сатиры. На острый язычок «кэвээнщиков» попадают не только тёщи и гаишники, но и акимы с министрами.

Так что думаю, что жанру политического анекдота в нашей стране жить и жить.