Сенатор Валиев размышляет о проблемах местных и планетарных
Евгений ШИБАРШИН
20 - 21 июня в Рио-де-Жанейро прошла конференция по устойчивому развитию «Рио+20». В ней участвовало более 100 руководителей государств и правительств. В составе казахстанской делегации был депутат сената Парламента РК от Костанайской области Хусаин ВАЛИЕВ. Своими впечатлениями об этом форуме он поделился с «НГ». Заодно высказал свое мнение и по другим вопросам.
«Зачем вы здесь»?
- Хусаин Хасенович, что казахстанская делегация на этой конференции предложила мировому сообществу?
- Делегация из Казахстана была в составе 30 человек, во главе с министром охраны окружающей среды Нурланом Каппаровым. Казахстан предложил энергоэкологическую стратегию устойчивого развития на 21 век, в основе которой идеи программы партнерства «Зеленый мост» на 2011 - 2020 годы, которую президент Нурсултан Назарбаев представил на Генеральной Ассамблее ООН в сентябре 2011 года. Всего на конференции было около 600 инициатив, но в наиболее полном объеме, в комплексном варианте, прошли наши. Они прописаны в итоговом документе «Рио+20».
- Почему «Рио+20»?
- Впервые конференция прошла 20 лет назад. Тогда лидеры многих государств первый раз собрались в расширенном составе, чтобы обсудить, как спасти экологию нашей планеты и на этой основе обеспечить устойчивое развитие экономики.
- Судя по публикациям в СМИ, генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, в своем выступлении пессимистично оценил результаты всех предыдущих конференций и даже заявил: ситуация с экологией такова, что данный форум для человечества может оказаться последним.
- Немного не так. Да, он сказал, что процесс идет слишком медленно, и добавил, что время на нашей и не нашей стороне, что очередной форум «Рио+20» - это не конец каких-то решений, это всего лишь начало - надо действовать. Он сказал: если мы собираемся, принимаем решения, так надо, чтобы эти решения реализовывались. Кстати, в связи с этим мне запомнилось выступление девушки из Австралии, которое прозвучало перед официальным открытием конференции. Она обратилась к нам со словами: «Подумайте, по какой причине вы находитесь здесь? Чтобы сохранить свое лицо или, все-таки, спасти нас?»
- Не было ли там противостояния экономически развитых и, так называемых, развивающихся стран, к которым сегодня можно отнести и Казахстан?
- Были две откровенные позиции: одну представляли развивающиеся страны (туда входит 132 государства), другую - Европейский союз. Это в некотором роде противостояние проявилось еще в 2002 году, когда эта конференция проходила в столице ЮАР - Йоханнесбурге. Тогда определились: нужно помогать развивающимся странам финансами для разработок в области энергетики и поддержки экологии. Сейчас представители этих стран выступали и говорили: вы не выполнили то, о чем договорились в 2002 году. На что им отвечали: бесконечно давать вам деньги нельзя, мы же не виноваты, что вы слабые, нельзя жить с протянутой рукой, надо что-то делать, шевелиться. Но компромисс нашли. В итоговый документ финансовая поддержка вложена. Но, например, в пункте «Энергетика» записано, что средства будут выделяться под реальные объекты, связанные с энергетикой. Не подводить кому-то свет, чтобы он им пользовался, а постройте свою ГРЭС. 2012 год на этой конференции объявлен «Годом устойчивой энергетики». Программа развития энергетики до 2030 года предусматривает переход на возобновляемую энергетику и сокращение в 2 раза энергозатрат на производство продукции. Сегодня в развивающихся странах на единицу выпускаемой продукции энергии тратится в 1,5 - 2 раза больше, чем в развитых. Ставился вопрос и о доступности энергоресурсов. Сегодня они не доходят до 1,4 млрд. людей.
Об атоме, утилизации ламп и Троицкой ГРЭС
- Раз уж мы заговорили об энергетике, то можно ли считать, что замена ранее планируемого строительства атомной электростанции в казахстанском Балхаше на тепловую станцию - есть отказ Казахстана от атомной энергетики вообще?
- Сейчас вопрос об атомной энергетике уходит на второй план. Общество от нее «шарахается», но пока никто не отказывается. Во всяком случае, в Рио-де-Жанейро слово «атомная» ни разу не прозвучало. Сегодня в мире около 15% электроэнергии - «атомные». В Европе ее доля еще больше. Но в Бразилии сейчас в моде возобновляемая энергия. Там из биологического сырья ее получают около 40%. Что касается Балхаша, то действительно - сейчас готовится проектно-сметная документация для строительства тепловой станции мощностью 2,2 мегаватт.
- В Казахстане принят специальный закон, предписывающий заниматься энергосбережением. Однако в нем есть запрет на производство и продажу энергетически не экономичных ламп накаливания, но нет механизма создания системы утилизации более экономичных, но экологически вредных люминесцентных ламп. Куда смотрят наши законодатели?
- Этот вопрос в Сенате поднимался. Да, мы сэкономили, но эти лампочки сгорят и что с ними делать? Этот вопрос абсолютно актуален. Ведь в таких лампах есть ртутное содержание. По-моему, там встал вопрос выделения специальных финансовых средств и отработки механизма утилизации в масштабах всей страны. То есть, этот вопрос уже обозначен и будет решаться на государственном уровне.
- Вы постоянно ставите вопрос о возможности транспортировки электроэнергии в Костанай от Троицкой ГРЭС. Недавно в СМИ прошла информация, что министр охраны окружающей среды РК, якобы, заявил в парламенте, что не будет продлевать соглашение, разрешающее сброс золы этой станции на территорию Костанайской области. Если это так, то означает ли, что костанайские потребители не смогут рассчитывать на получение более дешевой электроэнергии?
- Был правительственный час в мажилисе, где министру Каппарову действительно задали вопрос по сбросу золы в озеро Шубаркуль. Министр сказал, что он «в курсе», срок соглашения заканчивается в этом году, и без определения механизмов на основании договоров он лично под этим подписываться не будет. У нас была встреча в сенате, где присутствовал ответственный секретарь Министерства охраны окружающей среды Дерновой. Я попросил его, когда будут вестись переговоры по Троицкой ГРЭС, включить меня в правительственную комиссию. Поскольку я в сенате представляю Костанайскую область, к тому же занимался Троицкой ГРЭС и хорошо знаю ситуацию.
Хотелось, чтобы мы искали компромиссы, решая вопросы, которые для нас будут интересны. Просто так сбрасывать отходы на нашу территорию не пойдет. Тут встает вопрос о тарифах. Я поднимал вопрос: Россия возит уголь в Троицк из Экибастуза - его можно пустить по более короткой ветке через нас, что снизит себестоимость электроэнергии Троицкой ГРЭС. Правда, в России есть одна «закавыка». Там территория поделена по зонам, в пределах которой стоимость 1 квт.часа одинакова. Иначе они бы запутались. С введением Евразийского экономического союза нам все равно придется тарифы унифицировать. В том числе и по электроэнергии. Я поднимал вопрос о создании единого оператора. Эта тема уже прорабатывается по примеру закона о газе и газоснабжении, который мы уже выпускаем.
Идея там такая: государство будет закупать энергетические ресурсы, а потом по более-менее одинаковым ценам продавать населению. Тогда можно говорить об установлении социальной справедливости. Сегодня ведь как получается: газ в Кызылординской области в 20 раз дешевле, чем в Костанайской. Мы с группой депутатов вышли с этой проблемой в правительство, собрали представителей нескольких министерств. Сейчас они взяли на вооружение наши претензии и ищут компромиссный вариант.
Нужно «хирургическое» вмешательство
- Если так сложно решать вопросы внутри одного государства, то что ожидать от форумов, где собираются главы более 100 стран, имеющих разный уровень экономического развития?
- Такая проблема есть. Я выступал в Рио-де-Жанейро 3 раза, предлагая разрабатывать документы планетарного масштаба. В конце одного из выступлений даже «бухнул» идею создания конституции земной цивилизации. Ведь, не определившись в правовых аспектах, мы ничего не решим. Каждая из стран потом должна подписаться под этим документом, ратифицировать его.
- Разве мало сегодня различных международных конвенций, которые призваны решать эту проблему?
- Нужен свод. Этот документ должен быть надцивилизационным. Я считаю, что нужна не только конституция зеленой цивилизации, но еще и документы общемирового духовного уровня. Хотя бы в каком-то контурном виде. Есть у нас Библия, есть Коран, Талмуд и т.п., в них заложены общечеловеческие принципы духовного уровня, а почему бы не попробовать создать документ, который бы эти принципы вбирал в себя. Это стало бы основой дальнейшей духовной жизни на планете.
- Если спуститься с планетарных высот на казахстанскую землю, то что больше всего вас беспокоит в системе образования?
- Кадровый ресурс. Если кадры, обучающие молодежь, плохие, то и обучение будет таким же. Обучаемые сами становятся кадровым ресурсом и этот негатив множится. Я уже однажды писал, что наша нация в опасности, потому что волна посредственности может захлестнуть наше общество. Этот порочный круг нужно разрывать. Нужно поднимать авторитет учителя, педагога. В химии есть такое понятие - необратимый процесс. Нам важно не довести общество до необратимого процесса. Если сейчас вмешаемся, ситуацию можно выправить. Как в медицине - вовремя сделанная хирургическая операция все поставит на свои места. Но, если пойдут метастазы, то это называется «приехали». Такая задача под силу только интеллектуальному обществу.
Досье: Хусаин Хасенович ВАЛИЕВ
Родился в 1948 году в селе Аман-Карагай, Костанайской области.
В 1971 году окончил Казахский политехнический институт по специальности «инженер-металлург».
После аспирантуры работал на Усть-Каменогорском свинцово-цинковом комбинате, в 1978 году защитил кандидатскую диссертацию.
С 1981- ассистент, старший преподаватель, доцент, зав. кафедрой Казахского политехнического института.
С 1993 работает директором Центра повышения квалификации и проректором Казахского национального технического университета.
В 1998 году защищает докторскую диссертацию, доктор технических наук, профессор.
В 2000-м назначается проректором Северо-Казахстанского госуниверситета, в 2001 - ректором Костанайского госуниверситета.
В 2008 году избирается депутатом сената Парламента РК от Костанайской области.
Автор более 130 научных публикаций.
Женат. Имеет двух детей.
Последние новости