Люди не привыкли к новым земельным отношениям, считают в территориальной земельной инспекции
Евгений ШИБАРШИН
1 июня закончилась инвентаризация земельных участков, выделенных государством под строительство индивидуальных жилых домов. Рабочие группы, созданные в районах и городах Костанайской области проверили 6566 участков и выявили, что 1125 из них используются либо не по назначению, либо с нарушением Земельного кодекса РК.
Более подробно о проблемах в земельных отношениях, давших о себе знать в последние годы, «НГ» попросила рассказать заместителя начальника территориальной земельной инспекции комитета Агентства РК по управлению земельными ресурсами Владимира КРЯЧКО.
Не построил дом – до свидания
- Владимир Васильевич, какие нарушения выявлены во время инвентаризации?
- Три года назад в Казахстане для строительства индивидуальных жилых домов государство начало выделять земельные участки, площадью 10 соток. Кто-то получил их бесплатно в частную собственность, кто-то заключил договор на аренду. Были поставлены условия, чтобы дома на всех этих участках построили в течение 2 лет. В ходе инвентаризации выяснилось, что на многих из них поставили фундамент и больше ничего не делали. А срок аренды уже закончился, и новый договор не заключался. В таких случаях законодательство гласит, что со дня окончания срока аренды земельный участок используется не законно, и землепользователя за нарушение нужно привлекать к административной ответственности.
Штрафы не малые – от 50 до 75 МРП. Даже, если там стены будущего дома стоят. Землепользователю в таком случае можно сказать: до свидания. Тех, кто оформил участки в собственность, мы за невыполнение условий по срокам строительства привлекать к ответственности не можем. Но им выписывается предписание, чтобы в течение года дом построили. Если опять не выполнили, инспекция подает иск в суд на изъятие участка и передачу его в государственную собственность.
- И многим вы сказали «до свидания»?
- Во время инвентаризации 6 человек сами отказались от участков, 224 участка поставлены на учет, как бесхозные, через год в судебном порядке они будут изъяты, 165 возвращены в госсобственность путем расторжения договора аренды.
По 490 участкам рабочие группы дела передали в земельную инспекцию для принятия мер. Из них 117 мы уже обработали. К административной ответственности привлечены 61 человек, выдано 26 предписаний. К нам уже поступило 80 обращений с просьбой продлить договор аренды. В любом случае эти 80 человек нарушили срок и теперь за незаконное пользование госсобственностью будут оштрафованы.
- А если там уже завезен стройматериал, и его даже пустили в дело?
- Акимат может пойти на заключение нового договора аренды, а может сказать: забирай свой материал и уходи.
«Их фамилии ничего не говорят»
- Когда в Казахстане вводился институт частной собственности на землю, его противники предупреждали, что это породит спекуляцию землей. Сейчас в рекламных изданиях постоянно публикуются объявления о продаже земельных участков. Нет ли там тех 10 соток, которые государство бесплатно выделяло под строительство домов?
- Такой статистики у земельной инспекции нет. Это не наша компетенция. Но эти участки выделялись в основном на правах аренды, поэтому продать их невозможно. Во всяком случае, так было в Костанае. Что касается Затобольска, там действительно много участков в частной собственности, и продать их никто не может запретить. В любом случае эта земля имеет целевое назначение – строительство индивидуального жилого дома, поэтому все равно в установленные сроки там должен быть построен дом или участок будет изъят.
Что касается объявлений о продаже земли, то это может быть земля сельхозназначения или участки в городе, которые выкуплены в частную собственность у государства для строительства других объектов. Кто-то решил их продать, и здесь нет нарушения законодательства. Но сейчас практикуется и для этих целей участки выделять на основе срочной аренды. В собственность он не передается до тех пор, пока объект там не будет построен.
- По Костанаю можно привести множество примеров, когда у многоквартирного дома вдруг появляется пристройка, мешая проходу пешеходов. Или кто-то возле своего магазинчика сделал место для парковки автомобилей и поставил надпись «Только для клиентов». Нет ли здесь самовольного захвата земли общего пользования?
- Таких фактов очень много, но дело в том, что проверки земельной инспекции строго регламентированы. Чтобы наши действия не превратились в давление на бизнес в коррупционных целях. Подобные случаи мы проверяем на основе обращений граждан или юридических лиц. На улице Баймагамбетова у дома, известного по располагавшемуся там ателье «Чародейка», например, пристройки сооружались за пределами «красной линии». Было обращение, мы проверили и направили иск в суд. Но суд нас не поддержал. Мол, стройку уже произвели, не ломать же построенные объекты.
- Но кто-то в акимате выдал незаконное разрешение на стройку. Кого-то привлекли к ответственности?
- До нас, по другой пристройке там же уже судилась прокуратура и тоже проиграла. В суде в качестве эксперта выступает представитель горархитектуры, хотя именно они в свое время подписали документы, разрешающие эту стройку. По их оценке все сделано в рамках закона.
- Может быть, дело в хозяевах этих объектов?
- Тут я ничего сказать не могу. Их фамилии ничего не говорят. Но этот случай не единичный. Мы пытались добиться, чтобы убрали киоски с тротуара возле зеленого рынка в Костанае. Это место просматривается именно, как тротуар. То есть, оно предназначено для общественных нужд и торговых точек, мешающих проходу там быть не должно. Водители маршрутных автобусов говорят, что там люди постоянно идут по проезжей части. Нас опять не поддержали.
Около 70% обращений, поступивших в земельную инспекцию, связаны с нарушением государственной собственности на землю (остальные связаны с использованием земельных участков не по целевому назначению). Захотелось человеку передвинуть забор дальше на улицу – передвигает, захотел поставить шлагбаум и перекрыть проезд по дороге, поставил. Примеров очень много. Достаточно сказать, что в 2010 году территориальная земельная инспекция произвела 505 проверок и выявила 198 нарушений, в 2011-м провели 523 проверки – обнаружили 193 нарушения, в 2012 году сделали 256 проверок и зафиксировали 100 нарушений. Ежегодно к административной ответственности привлекается около 200 собственников и землепользователей, в бюджет государства взыскивается 10-12 млн тенге.
«Акиматам надо думать»
- «НГ» писала о выделении земли под строительство индивидуальных жилых домов в местах проезда на улицы в микрорайоне «Алтынсарино» поселка Затобольск и на улице Штабной в «Военном городке» Костаная. Там тоже получается, что заняли участки общего пользования. Или это не так?
- Мне эти случаи известны. Могу сказать, что в Затобольске участок выделен на законном основании. Но районному акимату при планировании застройки нужно было думать, как обеспечить съезд с рядом проходящей дороги, чтобы проехать на улицы микрорайона. В «военном городке» нарушений нет. Нужно только сделать нормальный проезд ко всем домам.
Но у нас много случаев, когда районные акиматы выделяют земельные участки сельхозназначения и, нанося на план участка дороги, не обозначают их как публичные сервитуты, то есть – проходы или проезды к местам общего пользования. Эти дороги потом перепахиваются и незаконно включаются в границы частного землевладения, или ставится шлагбаум, препятствующий свободному проезду.
- В Костанае нередки случаи, когда участки, выделенные бесплатно для ведения садоводства и дачного строительства, используются не по назначению. Там строят коммерческие бани, мастерские. На улице Гашека этого даже не скрывают. Почему местные власти к этому относятся спокойно?
- Если это так, то государству наносится ущерб. Ведь в таких случаях акимат должен изменить целевое назначение данного земельного участка и продать его. Но мы не можем прийти к собственнику, потребовать у него документы на земельный участок и проверить использует ли он его по назначению. Нужно, чтобы кто-то официально обратился в инспекцию с заявлением на проверку. Что касается дач на улице Гашека, то, может, акимат там уже изменил целевое назначение. Это нужно проверять.
- При таких жестких мерах административного воздействия порядка в земельных отношениях, казалось бы, должно быть больше. Почему не получается?
- Люди у нас вышли из советской системы, когда вся земля была государственной и еще не привыкли, что земельные отношения в корне изменились. Влияет и спешка, которая была в середине 90-х годов, когда решили быстро оформить правоустанавливающие документы на земельные участки. Планы тогда составлялись приблизительные, без обозначения координат, а сейчас, когда возникают споры по поводу границ участков, бывает очень трудно найти истину. Отсюда затяжные судебные тяжбы. На это нужно определенное время.
Очень много проблем сейчас с использование земель сельскохозяйственного назначения. Там пытаются изменить их целевое назначение, - например, распахать пастбища, - не думая о том, что могут разрушить плодородный слой. Чтобы навести порядок и в этой сфере, Агентство РК по управлению земельными ресурсами запланировало в течение 2012-2014 года провести инвентаризацию этих земель. Юридические лица, допустившие нарушение земельного законодательства, наказываются еще строже: на субъекты малого и среднего бизнеса может быть наложен штраф в размере 100-150 МРП, а крупного предпринимательства – 500-700 МРП.
К нам поступает много обращений с просьбой разъяснить некоторые вопросы земельного законодательства. Чувствуется, что в земельные отношения втягивается все больше людей и надеюсь, что не только карательные меры, но и разъяснение прав и обязанностей поможет нам навести порядок в земельных отношениях.
Досье
Владимир Васильевич КРЯЧКО
Родился в 1952 году в Львовской области (Украина).
В Костанае с 1958 года. После окончания автодорожного техникума и службы в армии поступил в Целиноградский сельхозинститут.
В 1979 году получил специальность «инженер-землеустроитель» и начал работать в объединении «Целингипрозем».
В 1992 году перешел на работу в областной земельный комитет. Вначале занимал должность ведущего специалиста, потом – главного специалиста, в 2003 году назначен заместителем председателя земельного комитета.
После создания территориальной земельной инспекции в 2008 году назначен на должность заместителя начальника инспекции.
Женат. Имеет двух детей.
Последние новости