Вадим СОБОЛЕВ: «О плюсах и минусах проектов Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов РК»

«Такое «нововведение» напоминает высказывание сталинского прокурора Вышинского»
28 мая 2012, 07:41 |  Общество

"Наша Газета". На прошлой неделе в Костанае видные юристы Казахстана и России обсуждали проекты новых Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов РК. Проект предлагает введение химической кастрации для педофилов, количество подобных преступлений в нашей стране увеличилось до 600 за прошлый год.

Будет установлен нижний предел размера хищения чужого имущества (кражи) - 5 МРП. Это хорошо, поскольку сейчас в возбуждении уголовных дел по статье 175 УК нередко отказывают за малозначительностью ущерба.

Положительное направление - декриминализация и гуманизация в сфере экономических преступлений, отмена статьи «лже-предпринимательство». Обеими руками готов голосовать за увеличение ответственности при совершении ДТП в состоянии опьянения. Приятно читать, что предложения правозащитников о создании фонда компенсации пострадавшим от правонарушений нашли своё отражение в проекте.

Это о плюсах. Что в минусах? Например, сужение термина «коррупция». Вероятно, коррупционным преступлением будет считаться лишь дача-получение взятки и посредничество в этом. Думаю, что здесь упрощать нельзя, ведь коррупция – это процесс прямого использования чиновником возможностей, связанных с его должностью, в целях личного обогащения. Это не просто взятка, это и вымогательство с зависимых от чиновника людей, и незаконное обогащение, и откровенное воровство. Политик и экономист Пётр СВОИК дал свою формулировку нашей беды: «Коррупция - не явление, это следствие феодализма. Феодал не ворует, он присваивает тот ресурс, на котором сидит. Коррумпированными являются мелкие клерки, которые подворовывают у феодала». По мнению Своика, наш строй вполне можно назвать феодализмом, поскольку для него характерна концентрация власти в руках одной вертикали, а также совмещение власти и собственности. 

Новая редакция УПК предполагает уменьшить срок на расследование преступлений. Сразу вспоминаю КВН: «Если полицейские не нашли преступника за 10 дней, то они собирают всех ранее судимых на районе и разыгрывают их по жребию…».

Вызывает опасение и другое предложение юристов – сократить обязательное присутствие понятых при совершении следственных действий. В качестве примера предлагают дела, связанные с распространением наркотиков - дескать, не всегда при задержании, особенно ночью, можно найти понятых. Комментировать не буду, сами знаете, сколько жалоб на сотрудников этих отделов: и наркотики, якобы, подкидывают, и понятые - свои постоянные люди или те же зависимые от полиции наркоманы. Да и недавний скандал в Костанае с обвинением «борцов с наркобизнесом» – очередное тому подтверждение.

Предлагается утвердить институт сделки о признании вины или формального признания. Законодатели считают, что «признание вины» сократит длительность процесса и сэкономит бюджетные средства. Если подозреваемый признал свою вину, то можно не тратить время и силы на сбор доказательств, не нужно доказывать его виновность. Не знаю, что напоминает такое «нововведение» вам, но мне – знаменитое высказывание сталинского прокурора Вышинского: «Признание – царица доказательств». А какими способами добивались признаний в 1937-1938 годах, мы вспомним 31 мая, в день памяти жертв политических репрессий.