Анатолий ТИХАНОВСКИЙ: «А нужен ли нам отдельный закон про услугу от государства, как таковую?»

«Ходьба по кругу за элементарной бумажкой, без которой ты – букашка, всех уже просто достала»
25 мая 2012, 13:15 |  Общество

"Наша Газета". В верхах созрело понимание того, что стране, как воздух, нужен самостоятельный закон «О государственных услугах». Концепция законопроекта и сам проект уже стали предметом изучения и споров чиновников, предпринимателей, общественных объединений, политических партий. Хотя, в сущности, самой главной стороной в этом вопросе является народ, просто граждане страны, которые ежедневно обивают пороги государственных учреждений по той или иной надобности. Вот их бы спросить, что да как!

Исполнительный орган ОЮЛ «АСПреДКО» ознакомился с проектом и его концепцией. Мы хотим поделиться своим видением этого вопроса с читателями. Прежде всего хотелось бы уяснить, а нужен ли нам вообще отдельный закон про услугу от государства, как таковую? Скорее всего, нужен. Ходьба по кругу за элементарной бумажкой, без которой ты – букашка, всех уже просто достала. И это при уже неплохо работающих ЦОНах. Поэтому было бы хорошо создать для госорганов и граждан простые и надежные правила общения.

Проект закона вводит понятия платная и бесплатная услуга, хотя какая именно платная, а какая бесплатная - не сказано. Особенно умиляют фразы о том, что одна из главных задач закона и тех, кто госуслуги оказывает, - беспрестанная борьба «за повышения качества госуслуги». Видимо тот, кто все это писал, предполагает, что услуга гражданам от государства всегда будет никудышной, а поэтому за ее повышение надо будет кому-то, с кем-то бороться. А кому? С кем? Самим же чиновникам с собой?

А может быть не надо мудрствовать лукаво? Толковый словарь С. И. Ожегова определяет слово «услуга», как действие, приносящее пользу другому. А отсюда выходит, что государственная услуга - это действие государственных органов всех уровней в ответ на обращения физических или юридических лиц в рамках действующего законодательства, направленное на удовлетворение их законных прав и интересов.

А то, что государство пытается подразумевать под услугой в концепции закона - налогообложение, дорожная разметка, документирование, регистрация и т. п. - так это элементарная реализация госорганами тех правил и порядков, которые самим же государством установлены. Так можно договориться до того, что приговоренному к повешению преступнику государство оказывает услугу в виде веревки, табуретки, мыла и трудовых затрат палача!

Законопроект содержит массу отсылок к другим законам, многое просто отдается на откуп правительству, которое будут кое-что из закона регулировать подзаконными актами. Это плохо в принципе, так как законопроект худо-бедно, но проходит через решето депутатов Парламента, а вот подзаконные акты создаются просто волей первого руководителя министерства или премьер-министра. А это совсем другое дело. Здесь обсуждением и не пахнет.

Прошедшее недавно в Костанае публичное обсуждение концепции законопроекта наглядно продемонстрировало, что и концепция, и сам законопроект – «сырые» документы. Причем настолько, что представитель областной прокуратуры прямо заявил: даже ему, юристу-практику, здесь ничего непонятно, начиная с самого понятийного аппарата законопроекта. И добавить к этому нечего.