Костанайским предпринимателям невыгодно содержать убойные пункты, а крестьянам — сдавать им мясо
Ольга ГОРАЙ
Прошло 2 года с тех пор, как правительство ввело запрет на продажу мяса, не прошедшего через промышленный забой. За это время в Костанайской области открылись и работают 28 убойных пунктов и 59 площадок. В рамках реализации инвестиционных проектов на 2012-2013 годы планируется открытие еще 22 пунктов. Но крестьяне за это время так и не смогли привыкнуть к промышленному забою. Многие реализуют мясо нелегально, через скупщиков. Предпринимателям, открывшим пункт или площадку, такой бизнес невыгоден. Пункты загружены в среднем на 20-30%.
Идея запрета крестьянского забоя заключалась в том, чтобы обеспечивать людей доброкачественной продукцией. Для этого министерство сельского хозяйства настаивало на том, что убойный пункт или площадка должны быть в каждом населенном пункте. Сейчас в Костанайской области должны были бы работать 265 объектов промышленного забоя. Но местные власти пошли по другому пути развития.
- Мы смогли убедить министерство, что в регионе не нужно столько пунктов, - пояснил заместитель начальника управления сельского хозяйства Костанайской области Берикжан КАЙЫПБАЙ. - Это невыгодно и половина бы закрылась. Мы остановились на том, что организовали по 3-4 пункта и площадки в каждом районе, которые бы охватывали по пути следования все населенные пункты. На сегодняшний день работает 87 объектов промышленного забоя. Пунктов и площадок нет только в Узункольском районе. В этом году они собираются построить два пункта. Качары — крупный поселок. Мы рекомендуем акиму Рудного открыть там пункт или площадку. Дефицита в промышленном забое нет. И сейчас мы развиваем эту сферу по мере необходимости. На 2012-2013 годы запланирована реализация инвестиционных животноводческих проектов в Амангельдинском, Тарановском, Сарыкольском, Карабалыкском, Наурзумском районах, Житикаре. В каждый из них входит строительство убойного пункта.
Ни один пункт или площадка пока не закрылись. Но чиновники отмечают, что большого спроса на промышленный забой нет. Надеются, что люди привыкнут к промышленному забою. Сами же предприниматели открыто говорят, что этот вид бизнеса невыгоден, потому что многие механизмы не отстроены. И одна из главных причин была очевидна изначально: населению выгоднее забить во дворе и сдать мясо нелегальным перекупщикам.
- Мы 18 лет занимаемся мясом, - рассказал и.о. директора убойного пункта ТОО «Мясной Двор «Досалия» в Сарыколе Игорь ЯНКОВОЙ, - полгода у нас работает убойный пункт. И за это время мы не можем нормально организовать закуп скота. Во-первых, крестьян не устраивает цена на живой вес. Во-вторых население не может взять справку в местном акимате о собственности на скот. Весь скот должен быть зарегистрирован. А народ не хочет регистрировать свое поголовье. Кроме этого, нужна справка от участкового ветврача. Крестьянам проще забить у себя во дворе и сдать мясо нелегалам, которым никаких справок не требуется.
Чтобы хоть как-то выйти из положения, предприниматели договариваются с крестьянами близлежащих деревень, забирают скот живым весом, забивают его на своем убойном пункте и рассчитываются с людьми по выходу мяса.
- Пытаемся объяснять, что промышленный забой — это правильный подход, - говорит Янковой. - Но когда мы скупали у населения крестьянский забой, могли в день до 5 тонн скупить. А при промышленном забое, в среднем только 3 тонны. Это очень трудоемкий и затратный процесс. Я думаю, что еще потребуется 2-3 года, чтобы хорошо наладить промышленный забой. Чтобы люди привыкли к промзабою, необходимо предоставлять им полный сервис и хорошие условия. Для этого предприниматели должны иметь мобильные базы и, главное, стабильный рынок сбыта.
Из-за отсутствия рынка сбыта многие пункты и вовсе приостановили работу.
- До открытия границ таможенного союза мы еще работали, у нас был рынок сбыта, - говорит владелец убойного пункта в Карасуском районе Касым АБДУЛАЕВ, - мы сдавали мясо по 800-900 тенге за кг. Сейчас уже 2 месяца убойный пункт не работает. Ни в Костанае, ни в Актау, ни в Атырау мясо оптом не берут. Рынок перенасыщен. Его завезли замороженное из Белоруссии. Не выгоден сейчас этот бизнес.
Костанайский район, где действует 8 пунктов и 6 площадок - самый насыщенный промышленным забоем район. Там предприниматели называют этот бизнес невыгодным вдвойне.
- Очень большая конкуренция, - считает владелец убойного цеха Джалил ГУСЕЙНОВ. - У нас цех загружен на 30%. Мы скупаем скот живым весом у крестьянских хозяйств и ТОО. Конкурентов в районе много. И поэтому цену на скот диктуем не мы, а крестьянские хозяйства и ТОО.
Механизму уже два года, а система до конца так и не налажена. Постановление вышло, предпринимателей мягко заставили открыть пункты и площадки, а жесткого контроля за исполнением нет.
Фото Николая СОЛОВЬЕВА.
Последние новости