Предприниматели против «поголовных» инвестиций в строительство электростанций
Анатолий ТИХАНОВСКИЙ, ng@ng.kz
На уровне министерств и ведомств прорабатывается проект закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам электроэнергетики, инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий и регулируемого рынка». Одна из новаций - ввести для населения и бизнеса некий дополнительный «энергетический инвестиционный налог». АСПреДКО направила по этому поводу обращение в администрацию президента РК с выражением своей резко отрицательной позиции.
Поможем частнику?
В данном случае мы поддержали своих коллег из Казахстанской Ассоциации предпринимателей. И поставили перед администрацией президента РК и мажилисменами ряд вопросов, требующих разъяснения, обосновали свое мнение с позиций Конституции РК и действующего гражданского законодательства, которым, по нашему мнению, этот законопроект явно не соответствует.
Поясним, что в РК уже третий год и население, и бизнес оплачивает электроэнергию по так называемому предельному тарифу, в который уже вложена инвестиционная составляющая в пользу действующих энергопроизводящих организаций. А теперь, значит, скинемся на будущие станции.
Обращение мы направили в марте, недавно получили ответ за подписью вице-министра Минэкономразвития РК Абая Искандирова. По его мнению, законопроект направлен на то, чтобы обеспечить все потребности Казахстана в электроэнергии и к 2016 году исключить «инвестиционную составляющую», о которой сказано выше, из тарифов на электроэнергию. То есть, надо понимать так, что за четыре года (!) все новые энергомощности будут построены и принудительные инвестиции отменят.
Министерство не видит иных путей обеспечения страны электричеством, кроме строительства новых электростанций, на что, естественно, нужны колоссальные средства. Взять их намерены поголовно со всех. Ну, за исключением тех, кто от всяких налогов освобожден. Вот только вице-министр не объясняет, почему строить станции — собственность частных компаний, в том числе иностранных - должен народ «всем миром»? А как же ст. 6, часть 1 Конституции РК и ст. 188, 189 ГК РК, где указывается, что собственность обязывает, а пользование ей должно служить и общественному благу тоже?
Разъяснять надо понятно
По вопросу контроля за деятельностью монополистов-энергетиков. Здесь позиция министерства такова: «Во-первых, в целях достижения положительных результатов проводимой политики «тариф - в обмен на инвестиции» (вот так это мыслится – авт.) законопроектом предусматриваются нормы, обеспечивающие соответствие объема инвестиционных обстоятельств энергопроизводящих организаций уровню тарифного дохода. Во-вторых, в целях исполнения соглашений энергопроизводящими организациями и защиты потребителей, оплачивающих инвестиции через тариф, предлагается введение обязанностей по снижению цены, возврату неосвоенных средств потребителям и целевому использованию инвестиций». Много слов, но к смыслу не продерешься. Так же малопонятно говорится о том, что будет обеспечена прозрачность всего этого процесса и через СМИ тоже, устанавливается административная ответственность энергопроизводящих организаций за неисполнение требований закона РК «Об электроэнергетике». Каких именно, не сказано.
Новый типовой
По вопросу заключения договоров энергоснабжения и случаям незаконного отключения электроэнергии. Вот здесь более или менее ясно. Вице-министр утверждает, что в целях исключения из практики понуждения монополистами абонентов к заключению кабальных договоров, как это имеет место сейчас, правительством будет разработан единый Типовой договор на энергоснабжение. И только он будет иметь законную силу, а отказ монополиста от заключения такого договора будет иметь для него административные последствия по КоАП РК. Предусматривается также административная ответственность монополиста за незаконное отключение субъекта от энергоснабжения и за незаконные ограничения подачи электроэнергии.
Все это, конечно, хорошо. Но ведь это уже прописано в действующем законодательстве РК. И Типовой договор на оказание коммунальных услуг есть с 2000 года, но это никак не останавливает монополистов в их произволе по отношению к абонентам.
Нормы нет, а превышение есть
По дифференцированным тарифам на электроэнергию. Вице-министр подчеркивает, что они установлены по зонам суток и в зависимости от объемов потребления. Вот только не понятно, почему они установлены, но не действуют. И это всем известно. Например, у нас в Костанайской области дифференцированный тариф по факту таковым не является, а подозрительно одинаков по всем зонам суток. Какая же здесь дифференциация? В чем она?
Вице-министр также не считает, что установление норм потребления электроэнергии для граждан, за которыми наступает подсчет по более высоким тарифам, противоречит части 4, ст. 484 ГК РК, где бытовому потребителю предоставлено право потреблять энергию «в необходимом ему количестве». Странная позиция. Ведь если нет и не может быть по закону никакой «нормы потребления», то, следовательно, нет и не может быть ее превышения.
Пока очевидно, что там, где планируют все эти нововведения по «тарифу - в обмен на инвестиции» населения в принудительном порядке, настроены на то, чтобы так и получилось. Ну, как говорится, лиха беда начало! Если это пройдет, на что потом будем всем миром собирать? На самолеты авиакомпаниям? На тепловозы железнодорожникам? На казармы и обмундирование для армии? Как здесь не поддержать наших коллег из Казахстанской Ассоциации предпринимателей: «В случае принятия законопроекта в данной редакции, все население страны и все субъекты частного предпринимательства будут обязаны производить «официально» отчисления (как инвестиции) для строительства новых ТЭЦ, которые будут заложены в новые тарифы. Мы не согласны... Это очередное безвозвратное кредитование народом, IРО наоборот…»
Рисунок Батырбека Джузбаева.
Последние новости