Евгений ШИБАРШИН: «От Закона «О персональных данных» выиграют, прежде всего, богатые люди, приближенные к власти»

«Публикации об имуществе некоторых заметных фигур в Казахстане стали инструментом политической борьбы»
16 мая 2012, 08:45 |  Общество

"Наша Газета". Проект Закона «О персональных данных» еще только поступил в Парламент РК, но уже подвергается критике. Эксперты задаются вопросом: дескать, готово ли наше государство, с его коррумпированным чиновничеством, собирая информацию о гражданах, обеспечить соблюдение конституционного права каждого «на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну»?

Хотя, если уже более 70 стран аналогичные законы имеют, то почему Казахстан должен отставать? Даже в Зимбабве он был принят в 2002 году. Неужели мы должны оставаться на уровне Северной Кореи или Кубы?

Центр исследования правовой политики ТОО «Компания «ЮрИнфо» опубликовал свою экспертную оценку данного законопроекта, в которой делает вывод: «Технико-юридические недостатки закона создают возможность для неоднозначного понимания некоторых содержащихся в нем положений, что на практике может привести к произвольному истолкованию и неадекватному применению данного законодательного акта и, как результат, к необоснованному ограничению прав и свобод человека и гражданина».

Странное дело: в тексте данного законопроекта записано, что его целью является «обеспечение защиты прав и свобод человека при обработке его персональных данных», а по оценке экспертов получается наоборот? Следует оговориться, что этот анализ делался еще в октябре 2011 года, и разработчик – МВД РК - возможно, учел высказанные замечания. Тем более, что речь тут идет не о концептуальных недостатках, а всего лишь о «технико-юридических».

Тем не менее, некоторые положения Закона «О персональных данных», которые сейчас вызывают сомнения, навряд ли будут меняться. Причем не по причине недомыслия депутатов, а в следствии специфики политической системы, сложившейся в Казахстане.

Речь идет, главным образом, об информации, которую будут обрабатывать госструктуры без согласия граждан. В проекте, разумеется, оговаривается, что это должно делаться с соблюдением прав человека, и государство берет на себя обязательство обеспечить конфиденциальность этих сведений. Но в том-то и дело, что это возможно лишь в условиях правового государства, чем Казахстан пока похвастаться не может. Ведь даже подготовку проекта этого закона поручили не кому-то, а именно МВД – ведомству, которое больше остальных критикуют за нарушения прав человека. Поэтому в проекте очень много неясностей, позволяющих некоторые нормы трактовать двояко, на что и обратили внимание эксперты.

Что же касается политической составляющей, то рискну предположить, что от этого закона выиграют, прежде всего, богатые люди, приближенные к власти. Им есть что терять. В отличие от рядовых граждан, которые, кроме отпечатков пальцев и других биометрических особенностей своего организма, мало чем располагают.

Дело в том, что с развитием сети Интернет публикации об имуществе некоторых заметных фигур в Казахстане стали инструментом политической борьбы. Теперь оформить свое добро на подставных лиц оказалось недостаточно. Нужна еще информационная защита. Именно эти люди новый закон могут использовать на полную катушку.