Арсен КЕРИМБЕКОВ: "Смогут ли выпускники "Болашака" изменить Казахстан?"
"Наша Газета". Программа «Болашак» меняется. Туда больше не будут принимать детей после школы. А самое раннее, с 22 лет – на магистратуру. Кроме этого сокращен перечень специальностей, теперь наша страна сосредотачивается на специалистах научно-педагогической, инженерно-технической и медицинской отраслей. Сделан еще один огромный шаг – создан «Назарбаев Университет». Все это назрело и к месту. Но что же дальше?
Неужели в других сферах, кроме вышеперечисленных, у нас не идут реформы и не нужны специалисты, знающие и умеющие применить мировой опыт? И как выбрать эти сферы?
Если поручить министерствам, то будут выбраны специальности. Но проблема реформ - не в наборе специалистов, а в изменении отношения государства к человеку. У нас сейчас ведь как – идет важный государственный процесс, а вы как-нибудь приспособитесь. Но ведь у нас всех есть такие простые и важные интересы как жилье, здоровье, образование детей, отдых, автомобиль. И если государство не будет бюрократизировать оформление этих интересов, то большей части населения, ничего и не надо больше. В смысле – от государства.
Вот случай. Летом на озере в Боровом. Пляж забит. Рядом с нами мужики громко обсуждают две своих одинаковых новых машины. Один - казахстанский русский, другой - из Тюмени. Доходят до техосмотра. Тюменец утверждает, что купив в салоне новый автомобиль, его нужно везти на техосмотр и это огромная морока. Наш человек небрежно-гордо: «А у нас ТО только через 3 года»! Патриотизм там, где легче просто жить.
Продолжу народную тему регулирования отношений «гражданин и его автомобиль». Начиная с покупки, оформления, уплаты штрафов, потери документов/номеров, выдачи доверенностей и заканчивая продажей – разве у нас все так отлично?
Наши процедуры несовершенны, мы тратим на них кучу времени и денег, они постоянно унижают человека, они коррупциогенны, наконец. Мы слышим от знакомых – вот в Грузии можно забыть права дома, вот в Германии – водят без доверенности, а вот в Тайланде… Но нам нужна наша система отношений человека с государством относительно автомобиля.
Можно собрать молодых (от 25 до 35 лет) сотрудников МВД, поставить перед ними задачу – «изучить как работает их система». Договорившись с коллегами, отправить в несколько стран ненадолго, вернуть, «выжать» навыки и знания, понять, что применимо, всенародно обсудить. Вот он и будет реальный план, который еще, конечно, надо выполнить.
Люди в этом возрасте уже не говорят по возвращению - «в этой стране невозможно работать». А говорят – «вот это интересно, а вот это у нас неприменимо».
Поэтому предполагаю, что следующим логичным шагом в развитии государственного обучения за рубежом должны стать 2-3 месячные курсы для молодых специалистов по конкретным проблемам. Причем обязательно в несколько стран. Для лучшего понимания. А то слетает команда товарищей в одну из европейских стран, и давай навязывать их решения нам. Как будто в мире ничего лучше не придумано.
Последние новости