Дмитрий ЛЕГКИЙ: «История с «часами Патриарха» не прибавила авторитета Церкви»
"Наша Газета". От Масленицы до Вербного воскресенья и Пасхи простой обыватель не мог не опешить от шквала «антицерковной пропаганды», начиная с панк-молебна Pussy Riot. Но здесь почему-то акцент был смещен на вандализм в стенах храма, умело обходя «фигуру Государя». Оказывается, сумасбродные девицы в совершенно «безшабашной» форме пытались выразить протест («Богородица, Путина прогони!») и заявили, что РПЦ стала «орудием в грязных предвыборных интригах».
Последующая история с «часами Патриарха» не прибавила авторитета Церкви. Здесь московская патриархия объявила, что строго накажет свою сотрудницу, которая заретушировала на фотографии, размещённой в интернете, дорогие швейцарскими часы Breguet (за 30 тыс. евро?!) на руке Патриарха Кирилла. Конечно, дело не в земных пристрастиях главы РПЦ (все мы грешны), а в нарушении святая святых «согреши, но не лги».
Обе истории обнажили некую несостоятельность Церкви вести информационную политику. В Вербное воскресенье Московская патриархия решила перейти в контрнаступление и обнародовала циркуляр, призывающий верующих биться с некими «антицерковными силами» (продвигающих «ложные ценности агрессивного либерализма»).
С одной стороны, вызывает уважение кредо современного православия: «Церковь непреклонна в своей позиции неприятия таких антихристианских явлений, как признание однополых союзов, свобода выражения всех желаний, неудержимое потребительство, пропаганда вседозволенности и блуда». С другой стороны, защитники Церкви проповедуют, что «мерзкая либеральная закулиса организует атаки на церковь», а все информационные атаки против главы РПЦ «заказаны» и финансируются со стороны «США и Европы». А это уже слово в слово совпадает с намерением властей России ограничить в стране деятельность негосударственных общественных организаций, как «носителей революционных настроений».
Ряд аналитиков выступил с предупреждением, что в постсоветский период симбиоз Церкви и Кремля заметно и весьма опасно усилился. Нельзя не согласиться, что, возлагая свои чаяния на заступничество власти, РПЦ теряет главное свое пастырское предназначение: «быть моральным образцом праведной и непогрешимой жизни». Нередко Церковь не гнушается пойти на провокационные шаги. Так, на 22 апреля (по устоявшемуся в головах ещё с советских времён - день рождения Владимира Ульянова-Ленина, вождя Октябрьской революции), что якобы случайно совпало с «днём воспоминания уверения апостола Фомы», назначены «молебен и стояние в защиту веры, поруганных святынь». Для каждого Фомы-неверующего добавим, что это должно пройти в каждом кафедральном соборе епархии РПЦ, то есть - и в нашем городе Костанае, где под сводами главного храма предстаёт святой образ последнего самодержца Николая II, прозванного в народе «кровавым».
Здесь возникают вопросы. А есть ли место атеизму, свободомыслию в нашем современном обществе? И есть ли место для дискуссии на эту тему в нашей общественной жизни или в наших СМИ?
Автор - доктор исторических наук.
Последние новости