Вадим СОБОЛЕВ: «Подобная политика министерства труда ведёт и будет вести к конфликтам и социальным потрясениям»
"Наша Газета". Три события побудили меня написать эту статью: недавний визит министра труда и социальной защиты Гульшары АБДИКАЛИКОВОЙ в Костанайскую область, начало судебного процесса над участниками событий в Жанаозене и внесение поправок в Трудовой кодекс РК. Начну с последнего.
Поправками в трудовое законодательство, одобренными всеми депутатами нового мажилиса, уменьшены возможности трудящихся для проведения законной забастовки, сведены на минимум государственные гарантии законно бастующим, но зато разрешены локауты - то есть расторжение трудовых договоров с работниками по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке. По прежнему законодательству запрещались локауты в процессе урегулирования трудового спора, включая проведение забастовки.
Изменениями также уменьшены права беременных женщин, зато работодатели могут не утруждать себя медицинской страховкой работников, имеют больше возможностей для их принуждения к сверхурочной и дополнительной работе, увольнения по своей инициативе. А постоянное снижение прав профсоюзов - видимо, стратегическая задача.
И где же социальная защита наёмных работников со стороны соответствующего министерства? Не говоря уже о несоответствии нового варианта Трудового кодекса нормам Международной организации труда (МОТ).
Позиция министерства в изменениях трудового законодательства вполне ясна. Какова же роль этого ведомства в предотвращении трагедии Жанаозена? Напомню, что министерство осуществляет контроль над соблюдением трудового законодательства, проводит мониторинг коллективных договоров, рассматривает жалобы и заявления трудящихся, имеет специальную комиссию, проверяющую своевременность выплаты заработной платы. Что же ответила г-жа Абдикаликова журналистам по поводу начавшегося противостояния нефтяников и руководства «Казмунайгаз» в Жанаозене? Она сказала: «Комиссия не работает по забастовке, так как многие вопросы входят в компетенцию КМГ и это не наши вопросы».
Подобная «страусиная политика» - не только уход в сторону от острых социально-экономических проблем и перекладывание ответственности одних чиновников на других, но порой и просто невыполнение своих служебных обязанностей - ведёт и будет вести к конфликтам и социальным потрясениям. Проехаться по регионам, встретиться с заранее подготовленными людьми, пообщаться с доброжелательной аудиторией, увидеть достижения, но «закрыть глаза» на проблемы, конечно же, проще. Но проблем-то это не решит.
Необходима чёткая программа профилактики, предотвращения, урегулирования трудовых конфликтов в правовом поле, нужны совместные действия государственных органов, профсоюзов, общественности, социальное партнёрство на деле, а не на словах. Все-таки в Трудовом кодексе осталась глава об общественном контроле над соблюдением трудового законодательства.
И ещё раз повторюсь – считаю, что все законопроекты, затрагивающие права и законные интересы широких слоёв населения перед поступлением на обсуждение в Парламент должны проходить всенародное обсуждение, хотя бы посредством социальных сетей.
Последние новости