Вадим СОБОЛЕВ: «Нужно создать государственный фонд поддержки жертв преступлений»

"Я выступаю за то, чтобы реже применять такую меру, как лишение свободы"
27 марта 2012, 16:35 |  Общество

"Наша Газета". Депутат мажилиса Жакип АСАНОВ на заседании палаты предложил публично рассмотреть проект «Десять шагов навстречу инициативным людям». Запрос адресован премьер-министру, Генеральному прокурору и ряду других руководителей госорганов. Автор предполагает, что дискуссии по проекту пройдут и в социальных сетях. В основном проект направлен на устранение препон в деятельности малого и среднего бизнеса, но обращает внимание и на препятствия инициативам граждан со стороны чиновников.

Мне думается, эту проблему в общем можно сформулировать как вопрос: «Что препятствует реализации народных инициатив – плохие законы или плохие чиновники?» Инициатив у нас в обществе достаточно - и от конкретных граждан, и от НПО. Претворить их в жизнь гораздо сложнее.

Хочу остановиться на одной инициативе, которая уже рассматривались во многих инстанциях вплоть до Верховного Суда РК. Много и правильно пишется о гуманизации и совершенствовании уголовного законодательства, уголовно- исправительной системы, уходе от чисто карательной практики, необходимости внедрения реабилитационно-восстановительного правосудия. Но зачастую мы забываем, что закон должен защищать жертв преступлений. Как республиканские, так и костанайские СМИ регулярно сообщают о том, что если даже преступник задержан и осужден, то возместить потерпевшим материальный, а тем более моральный вред он либо не должен по приговору суда, либо просто не в состоянии.

Я выступаю за то, чтобы реже применять такую меру, как лишение свободы. Разумеется - за не тяжкие преступления. Почему-то такие виды наказания, как ограничение свободы или исправительные работы, у нас почти не назначаются судами. Считаю, что главным критерием при вынесении приговора по преступлениям небольшой тяжести должно быть деятельное раскаяние, выраженное в возмещении вреда потерпевшим. Это условие должно относиться и к возможности условно-досрочного освобождения, и к применению акта амнистии.

Конечно, многие преступники в силу своего материального положения не в состоянии компенсировать в денежной форме причинённый ущерб. В этом случае общественностью может быть инициировано создание специального государственного фонда поддержки жертв преступных посягательств. Средства в этот фонд могли бы поступать из имущества, конфискованного у преступников по приговору суда, и от штрафов, наложенных на правонарушителей. Из этого фонда суд назначал бы выплаты пострадавшим от преступлений.

Таким шагом государство бы осуществляло и социальную справедливость, и действенную всестороннюю защиту прав своих граждан. 

По подобию этого фонда, думаю, должен быть создан и фонд по выплате алиментов для тех детей, чьи отцы уклоняются от своих обязанностей. Чтобы бедная мама, которой приходиться не только поднимать ребёнка, но и работать, не должна была бегать по судам и судебным исполнителям. В этом случае государство могло бы и само взыскивать с нерадивых родителей деньги, затраченные на содержание ребёнка. Согласитесь, у государства возможностей поболее будет, чем у матери-одиночки.