Учение или мучение: прививаем ребенку интерес к знаниям
Tengrinews.kz
Лето закончилось, а вместе с ним и школьные каникулы. Нередко мысли о начале нового учебного года наводят тоску не только на учеников, но и на их родителей. Не будем лукавить: порой домашние задания могут довести детей до слез, а взрослых до криков.
Иллюстративное фото: pixabay.com
Корреспондент Tengrinews.kz побеседовала с семейным и детским психологом Галиной Салтановой и узнала, как не отбить у ребенка желание получать знания, мотивировать учиться лучше и при этом сберечь свои нервы.
Как приучить ребенка делать уроки? Не секрет, что школьники считают домашние задания нудным, скучным и бесконечно долгим занятием. Доказано, что у детей размыто чувство времени, и специалисты советуют "сыграть" на этом. А именно - поставить на стол часы, разделить циферблат на 4 части - цветом, цифрами или воображением - и обозначить часы для занятий и отдыха.
"Объясните ребенку: когда, например, стрелка движется от 12 к 3, ты делаешь уроки, потом с 3 до 6 отдыхаешь, с 6 до 9 снова занимаешься, от 9 до 12 отдыхаешь, и так до тех пор, пока все не выполнишь. Такой метод приучает к дисциплине. Также выполнение заданий неплохо поощрять небольшой денежной суммой. То есть приучать к мысли, что добросовестный труд оплачивается", - говорит Галина Салтанова.
Можно повесить дома доску почета. К примеру, по итогам четверти сделать коллаж всех достижений вашего школьника. Психолог отмечает, что иногда причина неудовлетворительной успеваемости ребенка - в недостатке родительского внимания и совместного времяпровождения.
"Сейчас проблемой номер один я бы назвала одиночество и недостаток общения между родителями и детьми. Родители всегда в погоне за заработком. У ребенка все есть - лучшие игрушки, модный гардероб, гаджеты, еще и мультики сколько хочешь, а про количество сладкого и говорить не будем. "Счастливое детство, как в сказке, у нас такого не было", - говорим мы своим детям. Только с нами больше разговаривали, общались, мы между собой дружили крепче. Учеба, книги были интересны, потому что отвлекающих моментов было меньше. Общение, обсуждение, проговаривание и проигрывание ситуаций дают ребенку чувство спокойствия, защищенности, уверенности и безопасности", - считает психолог.
Рекомендация первая
Наладьте контакт с ребенком. Нужно больше говорить, играть, что-то вместе мастерить, готовить или просто ходить в кино. Одним словом, проводить с ним больше времени.
Дети нуждаются в объяснении всего того, что происходит. Вместо крика и критики родители должны донести всю непонятную информацию и при этом, между делом, хвалить ребенка. Необходимо всячески показывать, что в его способностях вы не сомневаетесь.
Стоит также отметить, что многие взрослые делают уроки за детей. Так быстрее, проще и уж наверняка правильно! Ученику только и остается, что аккуратно переписать решенное упражнение в тетрадку. Специалисты уверяют: этого делать категорически нельзя.
"Во-первых, у ребенка формируется чувство неполноценности. У него складывается ощущение, что он недостаточно способен и умен, чтобы справиться с задачей. Развивается неуверенность в себе. Во-вторых, некоторые дети привыкают, что трудности решаются кем-то со стороны. И тем самым важные качества, такие как инициативность, ответственность, обязательность, умение принимать решение, трудолюбие, усидчивость, не формируются в личности ребенка. Растет инфантильный взрослый, который вряд ли сможет успешно работать", - говорит Салтанова.
Рекомендация вторая
Верьте в то, что ребенок справится, и не скупитесь на похвалу. Он должен быть уверен: как бы в школе ни оценивали его знания и умения, самое главное - дома любят и ждут, здесь его работами всегда восхищаются.
Не решайте упражнения за ребенка. С трудностями он должен справляться сам. Можно ему помочь, но и только. Ребенок нередко "закрывается" от учителей и родителей. Причиной могут послужить завышенные требования.
"Из-за этого у него вырабатывается страх критики, осуждения и боязнь не оправдать надежд. Родители полностью не вникают в процесс учебы, но внимательно следят за результатами и оценками. В таком случае дети нередко бывают "перегружены" страхом остаться никем. Что происходит в этот момент с родителями? У них активируются собственные страхи и непрожитые чувства. Они стараются требовать от ребенка того, чего не смогли достигнуть сами", - считает психолог.
Рекомендация третья
Контролируйте свои участие, ожидания и требования к ребенку. Не перегружайте его, не давите, не внушайте страхи. Объясните ребенку, что, если он столкнулся с трудностями, вы поможете. И если не справитесь вместе, то обратитесь к учителям, одноклассникам, репетиторам.
Главное! Снимите с себя ответственность за обучение ребенка, это его время в школе, вы - сопровождающий, а не учащийся!
"Про отношение к школе и желание учиться. Представьте себе, что вы - ребенок, который идет в школу и который еще не имеет представления, что это такое, но зато слышит, как родители или другие взрослые, рассказывают про плохих учителей, сложные задания, усталость, перегрузки, сложную программу. При этом многие родители по-настоящему паникуют, боятся школы и, что еще хуже, постоянно пугают ребенка. Бывает и такое, что по отношению к школе родители изначально настроены очень негативно. Это передается и детям", - продолжает Галина Салтанова.
Рекомендация четвертая
Следите за своим настроем относительно уроков. Ни словом, ни мимикой, ни поведением не выказывайте своего недовольства.
Помочь с уроками? Конечно! С удовольствием! О школе, уроках, успехах, успеваемости отзывайтесь только положительно.
Либо, если ребенок принес "пару", используйте метод "Зато". Например: "Не получилось по математике получить пятерку, ничего, зато у тебя почерк красивый!"
Рекомендация пятая
Никогда не сравнивайте ребенка с другими учениками-отличниками. Забудьте про "сына маминой подруги". Не стращайте учителем. Вы друг, а не враг!
Научитесь обращать внимание на то, как много правильного выполнил ребенок, как здорово, что справился сам, да к тому же быстро. Ну а потом укажите на маленькую и незначительную ошибочку, которую надо исправить! В школе учат следить за ошибками, бояться ошибки и зацикливаться на том, что не получается. Ребенок приходит домой, и его ругают за то же самое. Не делайте этого.
Еще в школе учат думать "правильно". Не самостоятельно, а "как надо". Выводы делайте сами.
Рекомендация шестая
Поощряйте нестандартное мышление вашего ребенка, его видение мира, уважайте его мнение.
"И помните: IQ - это не главное. В первую очередь нужно развивать EQ, то есть эмоциональный интеллект ребенка. Это умение понимать свои чувства и воспринимать эмоции окружающих, а также способность выражать и проявлять их. Учите учиться, учите получать удовольствие от учебы", - подытожила Галина Салтанова.
Последние новости