Объединение нарко- и психдиспансеров объяснили желанием повысить эффективность лечения

23 августа 2018, 09:04 |  Государство

Медики считают, что с алкоголиками и наркоманами должны работать психологи, передает Informburo.kz.

Объединение наркологических и психиатрических диспансеров завершится в Казахстане в середине 2019 года. Об этом Informburo.kz рассказал генеральный директор Республиканского научно-практического центра психического здоровья МЗ РК Николай Негай.

"Объединение двух диспансеров – это наша идея, которую мы достаточно долго отстаивали в Министерстве здравоохранения. 1 августа 2017 года вышла дорожная карта (приказ министра здравоохранения РК от 1 августа 2017 года "О реализации мер по развитию службы охраны психического здоровья на 2017-2018 годы" – Авт), которая утверждает в том числе объединение наркологических и психиатрических организаций. Я хочу объяснить, что эти два диспансера во времена Союза работали вместе. Разъединили их в 70-х годах, сделав две отдельных службы. Что же произошло за эти 40 лет? Наркологи стали далеки от психиатрии, наркология превратилась в детоксикацию. То есть наркоманов и алкоголиков привозят, ставят им капельницы и отпускают домой. Ни о какой реабилитации, ни о какой эффективности речи не идёт. Мы привыкли, что алкоголик или наркоман – это неизлечимое лицо, которое просто периодически приходит в наркологию, получает капельницу и уходит", – рассказывает Николай Негай.

Специалист считает, что государство несёт огромное бремя, когда наркологические и психиатрические диспансеры существуют отдельно. А именно неэффективные способы лечения и не соответствующий требованиям подход.

Для бюджета страны содержание наркологических учреждений стоило 12 млрд тенге в год, примерно в столько же обходятся Казахстану и психиатрические диспансеры.

"И этот бюджет, вы только представьте, был направлен только на детоксикацию. На самом деле наркология – это психиатрическая зависимость. Любое подобное нарушение имеет за собой изменение личности. Но никто в таких диспансерах не задавался вопросом: когда произошло это изменение личности и на каком этапе? Но сейчас наука дошла до того, что, собирая сведения об истории пациента в подростковом периоде, мы можем сказать, что он будет склонен к той или иной зависимости, и это всё наркологи должны знать. Но для этого они должны знать психиатрию. В реальности же всё обстояло не так – наркологи откачивали алкоголиков и наркоманов, проводили освидетельствование участников ДТП и так далее. На этом их работа по существу заканчивалась, средства в 12 млрд тенге осваивались неэффективно", – говорит он.

Негай и его коллеги предложили объединить два диспансера, Минздрав с этим согласился. За 2017 год в стране все наркологи прошли специализацию по курсу "Психиатрия".

В шести регионах Казахстана нарко- и психдиспансеры уже объединены, Астана и Карагандинская область присоединятся к ним в середине 2019 года, на этом объединение будет завершено.

"Экономия денег будет за счёт административно-управленческого персонала. Руководитель сразу будет видеть, где деньги растрачиваются неэффективно. Он будет понимать, где нужно экономить, под ним будут все центры. Деньги больше не будут крутиться и уходить в пустоту. Конечные показатели от этого только выиграют, а мы будем понимать, куда распределять средства и в каком объёме. В итоге мы хотим, чтобы психиатрия и наркология стали единой специальностью", – рассказывает спикер.

Нарко и психдиспансеры будут существовать, как и прежде, в разных зданиях. То есть пациенты двух учреждений не будут лечиться вместе, говорит Негай.

"Территориально эти две организации будут отдельно, но будет общий бюджет. В будущем мы планируем, что диспансеры объединят под одной крышей, врачи на одной территории будут коммуницировать друг с другом. Всё-таки это одна специальность. Организационно-методически за этой работой будет следить наш центр, отчёты будут стекаться в Минздрав, финансирование будет исходить тоже от них. Сумма остаётся той же, но другое дело, что перераспределение средств будет происходить более эффективно", – подытожил Николай Негай.