«Доллар может вырасти до 370 тенге, но потом пойдет на спад», - костанайский эксперт об очередном скачке курса нацвалюты

Ольга ЛИХОГРАЙ

15 августа 2018, 15:30 |  Общество

С начала августа курс тенге неуклонно идет вниз. В Парламенте это падение уже назвали девальвацией. Костанайский экономист, начальник управления науки и послевузовского образования КГУ им.А.Байтурсынова Андрей КОВАЛЬ согласен с этим мнением только отчасти.

- Называть это можно, как угодно: девальвацией, ослаблением курса, рыночным изменением курса или катастрофой, - отмечает он. - Все зависит от нашего восприятия. Мы традиционно считаем, что любое изменение курса - это девальвация. Действительно, на самом деле тенге ослабел почти на 14% за короткое время. Да, это неприятно, у многих это вызывает легкий шок. Но 12-14% - это гарантированные нашими банками проценты по депозитам для тех, кто держит вклады в тенге. То есть, получается, что пока банки просто сработали по нулям по доходам в тенге. К тому же наш Нацбанк имеет возможность принимать меры для поддержки владельцев тенговых депозитов, если происходят более существенные скачки курса. Не так давно, в 2015 году, уже была компенсация вкладов для тех, кто держал деньги в тенге, так что механизм отработан.

Дальнейшее изменение курса, по мнению эксперта, зависит от многих внутренних и внешних факторов.

- Я предполагаю, что национальная валюта может дойти до своего максимального предела - 370 тенге за доллар. Но до предела 2015 года, когда тенге упал до 383 тенге, ему дойти не дадут, - уверен Коваль. - Нацбанк обязательно примет меры. Сейчас он выбрал выжидательную позицию, потому что, возможно, рынок валют остановится автоматически. Если этого не произойдет, то вмешается Нацбанк.

Эксперт советует не поддаваться спекулятивной панике, не бежать в обменники и не покупать доллары, когда курс на максимуме, потому что это тоже влияет на ситуацию. Нужно привыкать к тому, что мы получаем зарплаты в тенге и покупаем товары за тенге.

- А то из-за скачка у нас происходят порой абсурдные вещи: повысился курс доллара и тут же на рынке подорожала туалетная бумага местного производства, - недоумевает экономист. - Во многих казахстанских товарах массового спроса, безусловно, есть импортная составляющая, но она не настолько велика, насколько у нас порой взлетают цены из-за изменения курса. Накажут за необоснованный рост цен на товары сами покупатели, голосуя посредством тенге. Но чтобы обеспечить рынок товарами, нужно и собственное производство. Нужно поддержать предпринимателей, у которых получается производить качественные товары и не завышать цены. И здесь у государства карт-бланш инструментов и мер. Нужно просто определить, кому и на каких условиях выдать средства. Эффект дедолларизации практически не работает, потому что мы пока не можем отказаться от импортных товаров, которые доминируют на рынке. Нужно налаживать более тесные связи с партнерами - Китаем, Турцией, Россией - но торговать друг с другом не за доллары. И вообще нам бы не помешала дедолларизациия сознания. А также необходимо развитие финансовых рынков, включая услуги индивидуальных финансовых консультантов, менеджеров и инвестиционных фондов, которые могли бы обеспечивать более высокие доходы по вложенным средствам для простых граждан с учетом биржевых и валютных рисков.