Евгений ШИБАРШИН: «Не виноватая я…»
Нацбанк РК нашел еще одного виновного в обесценивании тенге. Он, конечно же, находится, за пределами страны. Имя ему - Федеральная резервная система США (ФРС).
Как сообщил Нацбанк, за последние 4 месяца иностранные держатели казахстанских ценных бумаг предпочли от них избавиться и перевели освободившиеся деньги в американские ценные бумаги. Причина в том, что ФРС, решая внутренние проблемы экономики США, повысил процентную ставку для американских коммерческих банков, что сделало выгодным вкладывать деньги в их ценные бумаги. В результате, если в марте 2018 года, на пике валютного курса тенге, иностранные инвесторы в казахстанской валюте держали акции на 453,9 млрд тенге, то к 30 июля их объем уменьшился до 158,5 млрд.
- За последние 4 месяца нерезиденты вышли из рынка ценных бумаг на сумму порядка $900 млн (с учетом значений курса тенге на момент выхода), что не могло не отразиться на валютном рынке, - пояснили в Нацбанке. - На фоне роста ставок ФРС многие инвесторы меняют свои предпочтения с более рискованных активов, в частности - развивающихся рынков, на казначейские облигации США.
Мало того, что скупка на казахстанском валютном рынке такого объема долларов создала дефицит иностранной валюты, который привел к удешевлению тенге, так эти средства еще и ушли из нашей экономики.
Обыватель, приученный следить за курсом тенге относительно доллара по динамике мировых цен на нефть, недоумевает: причем тут, дескать, процентная ставка ФРС, о повышении которой нам сообщил родной Нацбанк? Цены на углеводороды в последнее время стабильны, а значит, и валютная выручка от казахстанского экспорта надежно удовлетворяет наши потребности в долларах. Америка со своей ФРС, регулирующей финансовую политику в США, находится на другой стороне планеты, а Россия - рядом. Это ее неустойчивый рубль, наверняка, баламутит всю нашу валютную ситуацию.
В том-то и дело, что США со своими «зелеными» оказались нам ближе самых верных союзников. Все они тоже выживают в долларовом пространстве. Поэтому амплитуда валютных колебаний тенге хоть и с некоторым совмещением во времени, но совпадает с дерганьем российского рубля. В информации Нацбанка сообщается: рубль с начала 2018 года по 2 августа относительно доллара подешевел на 10,5%, а тенге – на 9,9%. В России, кстати, руководство Центробанка причину тоже видит в политике ФРС.
Если учесть, что товарообмен Казахстана с Россией идет на две трети в рублях, то, возможно, именно по этой причине величина девальвации национальных валют в этот период примерно одинаковая. В других странах, которые относят к категории развивающихся, девальвация колеблется от 2,5% до 36,3%.
Американские финансисты, спасая свою экономику, обещают и дальше повышать ставки ФРС. У некоторых казахстанцев на этом фоне уже появилось желание менять тенговые сбережения на доллары. Вот бы теперь некоторым нашим патриотам, особо озабоченным прошлым и будущим суверенного Казахстана, еще раз поехать в Вашингтон и попросить тамошних конгрессменов, кроме резолюции о геноциде, принять еще и документ о спасении молодой республики от происков ФРС.
Последние новости