Две тысячи транспортникам и две тысячи гаишникам - коррупционную схему выявили на трассе Костанай-Карабалык
Артём МАРУСИЧ
31 июля представители департамента по делам госслужбы и противодействию коррупции посетили пост транспортного контроля “Карабалык”. В этот же день на совещании в акимате Карабалыкского района они рассказали о коррупционной схеме, действующей на трассе Костанай-Карабалык.
Общественный деятель и член специальной мониторинговой группы департамента Алдан МЕНКЕЕВ, представившись перевозчиком, узнал у местных водителей, каким образом можно избежать штрафа за перевес, который исчисляется миллионами. Разговор записал на диктофон, запись прослушали на совещании.
- Как утверждают водители, когда грузовая машина выезжает из Казахстана в Россию, платят 2 000 тенге транспортникам и 2 000 гаишникам, - рассказал “НГ” Менкеев. - В Казахстан, по их словам, когда “лес заходит” (пересекают границу груженые древесиной машины - "НГ"), 5 000 тенге транспортной инспекции и 2 000 тенге также сотрудникам полиции.
Схема выглядит следующим образом. Грузовая машина, идущая с перевесом, подъезжает на заправочную станцию, где паркуются таксисты. Водитель фуры садится в такси и за 1 000 тенге едет на пост, где дает взятку транспортникам и полицейским. За это сотрудники не замечают, как в 300 метрах от них машина через поле объезжает весы и камеры видеофиксации.
- Водители - как сарафанное радио, - отмечает Алдан. - У всех имеются рации. Если он что-то хочет узнать, уточнить - он всегда по рации может выйти на других водителей, а те передают, как и что нужно сделать. Первый раз водитель будет здесь, он на границе спросит: “Что меня впереди ждет?”. Ему ответят: “Тебя ждет транспортный пост”.
В результате, не опасаясь штрафа, перегруженные автомобили разбивают дороги, которые приходится чаще ремонтировать.
- На содержание автомобильных дорог республиканского значения в Костанайской области выделяется 1-1,2 млрд тенге ежегодно, - рассказал “НГ” заместитель директора КОФ «КазАвтоЖол» Нурбек ТЕМИРХАНОВ, который принял участие в совещании, прешедшем в акимате Карабалыкского района. - На средний ремонт в текущем году было выделено 5,6 млрд тенге. Грузовики разрушают само покрытие, это можно исправить средним ремонтом. Такой ремонт стоит от 30 млн до 35 млн тенге за километр.
После доклада антикорупционщиков из зала спросили, при каких обстоятельствах была получена информация. Руководитель инспекции транспортного контроля по Костанайской области Руслан СЕЙТАЛИН и вовсе назвал заявления Алдана Менкеева голословными.
- Мы специально выезжали на место, - прервал дискуссию руководитель департамента по делам госслужбы и противодействию коррупции по Костанайской области Салауат МУКСИМОВ. - Действительно, трасса для объезда, глазами можно увидеть, легко можно объезжать. А за 50 метров сидит транспортный контроль, якобы он там контролирует. Вопрос не в частном случае. Как дал, когда дал - это имеет значение? Ну не может так быть, что выделяются миллиардные средства, а тут просто из-за попустительства идет государству такой ущерб.
Муксимов отметил, что страдают не только республиканские трассы, но и дороги местного значения. Удивили его и полномочия сотрудников транспортной инспекции, которые при заработной плате 80 000 тенге составляют материалы о нарушениях на 2,5 млн тенге.
- К ответственности будут привлекаться люди, мы это просто так не оставим, - продолжил он. - Службы дадут правовую оценку - я не сомневаюсь. Но вопрос в том, что это не просто рядовой случай. То, что частные извозчики этим регулярно занимаются, говорит о том, что это системно происходит - вот в чем проблема. Это полное попустительство со стороны руководящего состава транспортной инспекции. В этом участвует и местная полицейская служба.
Муксимов обратился к представителям бизнес-сообщества, так как в этом случае источником коррупции являются сами перевозчики. Им выгодно перевозить больше груза за один раз, чтобы исключить лишние расходы.
- Хотел бы предупредить, в том числе бизнес-сообщество, - сказал руководитель департамента. - Не надо идти на сделку со своей совестью, рано или поздно это обернется очень плачевно. Потому что ответственность по Уголовному кодексу несет не только человек, который берет, но и который дает.
Предложение поймать за руку предпринимателей, дающих взятку, возражений не вызвало. Более того, антикорупционщиков поддержал и назначенный 3 июля аким Карабалыкского района Нуржан ОТЕГЕНОВ.
- Наши бизнесмены из Китая завезли порядком трехосных сорокатонников, - рассказал он. - Карьерные грузовики есть даже у наших сельхозников. Есть машины, которые 60 тонн возят, они четырехосные - естественно, что там никак восьми не будет (8 тонн - летнее ограничение на ось при жаркой погоде - “НГ”). И раз они закупились, потратились на этот автомобиль, они по-любому хотят его оправдать и загружают по полной программе.
Отметим, что грузовики, объезжая пост, накатали такие грунтовые дороги, что они уже видны на спутниковых снимках в Google картах, но только не контролирующим службам.
Последние новости