На Новый год казахстанцы сэкономят на подарках

9 декабря 2017, 07:02 |  Общество

В преддверии новогодних и рождественских праздников LS решил выяснить, какие прогнозы делают казахстанский ретейлеры и девелоперы на новогодний шопинг.

Как заявила пресс-секретарь группы компаний "Аркада" Юлия Мельникова, рост продаж ожидается, однако объемы вряд ли превысят прошлогодние показатели.

- На фоне общей рецессии экономики в Казахстане реальные доходы населения снизились, поэтому наблюдается режим экономии. Снизился уровень накоплений, увеличились кредиты. Несмотря на то, что в денежном выражении объемы розничной торговли (согласно официальной статистике) повысились на 15,5 % по сравнению с 2016 годом, физические объемы розничной торговли повысились лишь на 6%. Новый год был и остается одним из самых любимых праздников в Казахстане. Обычно, по статистике, в предновогодний период траты казахстанцев увеличиваются на 27-36% (по данным Комитета по статистике МНЭ РК). Тем не менее значительного увеличения трат на этот новогодний шопинг по сравнению с аналогичным периодом 2016 года мы не ожидаем, - заявила Мельникова.

 По ее данным, если в 2016 году в среднем траты казахстанцев распределялись между непродовольственными товарами и продуктами в соотношении 72% к 28%, то в текущем году баланс сдвинулся в сторону продовольствия и составил 63% к 37% соответственно. Вероятно, что аналогичным образом изменится пропорция расходов и в новогодние праздники.

Однако и торговые сети ожидают небольшого сокращения. Если в денежном выражении средний чек вряд ли уменьшится (а еще вероятнее, что вырастет), то в количественном выражении, скорее всего, уменьшится.

- Перед Новым годом люди всегда копят деньги. Это самый светлый праздник. Мы ожидаем, что новогодние продажи будут очень хорошими. Только вот, я думаю, что проданных товаров в среднем чеке будет меньше, чем в прошлом году, примерно на 15-20%. Например, если раньше брали в одни руки три коробки конфет, то сейчас одну, - пояснил коммерческий директор "Скиф Трейд" Демид Самошкин.

В свою очередь директор по развитию бизнеса Nielsen Георгий Карамышев рассказал, на какие уловки пошли перед праздником ретейлы, чтобы повысить продажи.

- Я считаю, что предновогодние продажи в 2017 году будут ничуть не меньше, чем в 2016 году. Однако вероятно, что они будут размазаны на два месяца. Некоторые торговые сети, не дожидаясь декабря, уже в ноябре запустили новогодние акции. Однако, купив сейчас, люди вряд ли сохранят товары до Нового года. Это один из механизмов стимулирования потребления, - добавил он.

Однако новогодний шопинг - это не только праздничный стол, но и приобретение нарядов и подарков. Президент Ассоциации ретейлеров Казахстана Василий Горевой рассказал, что в этом сегменте особого оптимизма также нет.

Реальные доходы казахстанцев в 2017 году не увеличились, а цены на товары первой необходимости и ГСМ выросли. Если казахстанцы и устроят себе шопинг, то только чтобы наконец-то приобрести то, в чем себе долго отказывали.

- Растет, вполне предсказуемо, сектор масс-маркета и продолжает сужаться рынок товаров более дорогих ценовых категорий. При этом акционные действия ретейлеров очень сжаты бюджетами, - заявил Горевой.

Однако эксперт отметил позитивный тренд в покупательском поведении. Люди стали чаще обращать внимание на соотношение "цена-качество".

- Покупатели становятся не только разборчивее, но и лояльнее к целому ряду брендов. Поэтому наверняка будет и предпразничный всплеск и в более дорогих сегментах. Но, как показывает опыт нескольких прошедших лет, этот всплеск очень ограничен по сроку: от 5 до 8-10 дней накануне Нового года, - пояснил эксперт.