Как в ЦОНах намерены обеспечить конфиденциальность личных данных, рассказал Абаев
По утечке личных данных поступило около 60 жалоб. Но после проверок оказывалось, что казахстанцы сами разрешали сотрудникам ЦОНов получить справку, сообщает informburo.kz
Фото с сайта tengrinews.kz
Министр информации и коммуникаций РК Даурен Абаев во время правительственного часа в Мажилисе рассказал о реализации Плана нации "100 конкретных шагов" по вопросам оказания государственных услуг.
"Совместно с рядом государственных органов планируется реализация проекта "Услуга без справок". Данный проект направлен на исключение истребования наиболее востребованных электронных справок у граждан", – сказал Даурен Абаев.
Анализ работы государственной корпорации "Правительство для граждан" показал, что за 2016 год оказано более 37 млн государственных услуг, из них более 23 млн, или 65%, составили электронные справки.
Наиболее популярны пять справок (95% от всего объёма): адресная справка, справка об отсутствии недвижимости, о зарегистрированных правах, пенсионных отчислениях и об отсутствии/наличии судимости.
"В этой связи на веб-портале "электронного правительства" до конца текущего года будет реализован специальный механизм получения персональных данных третьими лицами. Обязательным условием будет получение СМС-уведомления, разрешение гражданина на получение справки", – пояснил министр.
Депутат Мажилиса Снежанна Имашева спросила Даурена Абаева о несанкционированном получении персональных данных сотрудниками ЦОНов.
"Что вы намерены предпринять, чтобы не допустить такие случаи в будущем?" – поинтересовалась она.
"Тут мы видим два пути: первый – это в рамках "Цифрового Казахстана" максимально сократить количество справок доступа, то есть мы хотим, чтобы госорганы получали справки непосредственно с базы данных по запросу, то есть участия людей, хождений не будет. Это объединение информационных систем. И второе: мы будем в первую очередь повышать грамотность населения, и сейчас разрабатываем алгоритм, чтобы третьи лица могли получить с разрешения самого человека данные по нему", – добавил Абаев.
По его словам, после резонансного случая утечки данных поступило порядка 60 жалоб, что сотрудники ЦОНов якобы получили доступ к персональным данным без разрешения.
"Так они думали. Они приходят и говорят: "Дайте мне справку". Сотрудник ЦОНа с его ЭЦП заходит, получает справку и выдаёт. Все данные, которые мы проверили, не подтвердились, то есть люди забыли, что они обращались и получали справки. Они увидели в своём "Личном кабинете", что кто-то получал справку. Они говорят: "Я эту справку не запрашивал". Но благодаря заявлениям, видеокамерам мы всё это выясняем", – заключил министр.
7 ноября Даурен Абаев поручил каждое обращение или жалобу, связанную с получением персональных данных граждан, проверять индивидуально и взять на особый контроль.
Жительница Алматы Анна Димитриевич обнаружила, что ЦОН без её ведома передал личные данные третьему лицу. История с Анной Димитриевич произошла 5 октября, когда её кредитную историю без согласия запрашивал Нурбанк, при том что она к банку никакого отношения не имеет.
Затем Димитриевич обнаружила, что без её ведома третьему лицу была выдана адресная справка и справка о наличии (отсутствии) недвижимого имущества, когда проверила свой "Личный кабинет" на сайте Egov.
Госкорпорация "Правительство для граждан" пояснила, что в ЦОНы регулярно обращаются представители консалтинговых компаний, заключивших договоры с банками второго уровня на оформление кредитов, а сотрудница Центра обслуживания населения, незаконно выдавшая справки, уволена.
В компании Global Capital, сотрудник которой без доверенности получил в ЦОНе справки на имя Анны Димитриевич, заявили, что тот действовал исключительно из соображений личного характера.
Димитриевич приняла решение обратиться в суд с иском о возмещении морального вреда.
3 ноября Нурбанк заявил, что, запрашивая личные данные жительницы Алматы Анны Дмитриевич, действовал в рамках закона, и объяснил ситуацию. Анна Димитриевич не поверила в версию Нурбанка.
После истории с Анной Димитриевич другие казахстанцы также проверили свои личные кабинеты в eGov и узнали, что от их имени некие люди запрашивали те или иные данные.
Последние новости