Танат КАРПЫКОВ: Как похоронить образование
Под таким заголовком хочется написать книгу, которая бы описывала нынешние достижения системы высшего образования в Казахстане - то, к чему привели бесконечные правительственные реформы.
Приверженцы нового времени упрекнут меня в излишнем консерватизме. Дело в том, что Казахстан первым из стран Центральной Азии ввел систему европейского образования в вузах. Официальное название этой идеи – Болонский процесс, который объединяет системы образования Европы и стран бывшего СССР, учитывая, что этому способствует и всеобъемлющая интеграция в регионе. Изначальные основы этой системы прекрасны, но создавалась они веками исключительно под европейский менталитет. Естественно, что заморская одежка для наших вузов стоила государственной казне больших денег, но вот только не подошла ни по каким параметрам. Особенно сложно пришлось региональным вузам. В итоге мы удачно похоронили годами нажитое и даже добились того, что вся наша талантливая молодежь теперь поглядывает исключительно на зарубежные вузы и, соответственно, после их окончания остается работать за границей. Вот вам новая проблема.
Говорят, что изначальное предназначение первых университетов, а они появились в Европе, заключалось в концентрации науки и культуры, свободомыслия и творчества. Складывается впечатление, что министерство образования и науки РК забыло о всех этих традициях, когда заговорило о внедрении европейской системы. В результате из вуза получилась какая-то бюрократическая контора со своими законами. Как следствие преобразований – плеяда выпускников, которая не в силах конкурировать на рынке. Отсюда, наверное, и появилась знаменитая фраза о том, что школа губит талант в человеке.
Местные вузы, почувствовав веяния рынка, в последнее время подхватили весьма удачный тренд – с лихвой открывают новые направления магистратуры, докторантуры, за один год превращаются из институтов в университеты... Но вот только проблема остается неизменной: университеты продолжают готовить угодливых карьеристов, учат быть приспособленцем. Ведь только на это остается надеяться, когда у человека напрочь отсутствуют знания и навыки. Во всяком случае психология образования на это как бы намекает: такие студенты в приоритете у некоторых преподавателей. Естественно, финал этой истории плачевный: бизнес наотрез отказывается брать таких выпускников к себе в команду. Открытие новых направлений и ступеней образования – не решение проблемы, а лишь временная маскировка на рынке образовательных услуг.
Эти изъяны остаются в тени. В министерстве о них, может, и знают, но говорить вслух явно не готовы, поскольку их в последнее время необычайно много. Тут и скандалы с распределением грантов, новым форматом ЕНТ, ошибками в учебниках по русскому языку... У населения уже давно имидж министерства образования подпорчен, а от всех этих реформ и обещаний тошнит, особенно от различных оправданий министров, меняющихся как перчатки. Проблемы будут бесконечными, пока правительство будет относиться к вузам пренебрежительно. Дальше – больше.
Последние новости