Первоочередные меры – регулирование цен на лекарственные препараты, контроль за деятельностью руководителей больниц, а также повышение качества медицинских услуг.
По словам министра, крупные частные компании зачастую вступают в сговор между собой, чтобы влиять на стоимость лекарственных препаратов. При этом игроки рынка снижают цену на лот всего на несколько тиынов, получая тем самым крупные контракты.
"В этой связи Министерству здравоохранения трудно рынок регулировать, поскольку наша задача – обеспечивать лекарствами социальную сферу. Тем не менее мы делаем выводы и предложения по антисговору, прорабатываем вопрос с госорганами, чтобы у нас не было крупных монополистов, которые бы нам диктовали условия", – сообщил глава ведомства.
Коснулся Елжан Биртанов и многочисленных фактов злоупотребления полномочиями со стороны должностных лиц, в том числе руководителей и главных врачей клиник. Решать вопрос в министерстве намерены путём создания специализированных общественных советов, которые начнут осуществлять полный финансовый контроль руководителей непосредственно на местах.
"Ещё одна проблема – борьба с коррупцией. По закупке медицинских услуг программа уже начинается, мы в сентябре-октябре фонд социального медстрахования должны сформировать, общественные советы на всех уровнях в регионах. Кроме того, мы с местными исполнительными органами должны выработать план действий, и нам уже через полгода необходимо перед госкомиссией по борьбе с коррупцией и перед главой государства отчитаться о том, какие меры мы предприняли и что это дало", – пообещал Елжан Биртанов, отметив, что в задачу министерства в первую очередь входит контроль качества медицинских услуг.
Оценивать качество при этом будут сами граждане. Например, после получения той или иной услуги человеку будет отправляться СМС, где, во-первых, его попросят подтвердить факт получения услуги, во-вторых, сообщить – удовлетворён ли он её качеством.
"Если это не будет подтверждаться, то по таким случаям мы будем проводить расследование. При серьёзных нарушениях будем передавать дела в правоохранительные органы. Все эти мероприятия мы планируем реализовать до конца года", – добавил министр.
Для решения вопроса с дорогими лекарствами в Минздраве уже разработан законопроект, предусматривающий в том числе изменения в процедуре государственных закупок.
"Ценовое регулирование мы ввели два года назад, но слишком понадеялись на честность наших предпринимателей. Как выяснилось, компании-производители дают абсолютно разные цены для разных стран. К примеру, по вакцинам компания "Файзер" даёт нам одну цену, а для другой страны в рамках СНГ – в два раза ниже. Это политика дистрибуции компаний, и мы не всегда об этом знаем. А компании пользуются этим, в два-три раза завышая цену на входе в страну. И мы вынуждены покупать продукцию, поскольку те, кто скинет хотя бы несколько тиынов, оказываются победителями, а потом выясняется, что цена просто завышена", – прокомментировал ситуацию Биртанов.
Сейчас в Министерстве здравоохранения приступили к переговорам непосредственно с компаниями-производителями, чтобы они демонстрировали заводскую цену, лишь затем фиксированно делали максимальную надбавку под контролем профильного ведомства.
"Мы отрабатываем по этому законопроекту с производителями, они проявляют в этом плане понимание. Это международная практика, принята во многих странах. Конечно, есть определённое сопротивление со стороны нашего фармацевтического бизнеса, дистрибьюторов, аптек – поэтому нам и нужна транспарентность. Это в интересах населения", – добавил он.
Последний вопрос, на который ответил министр, касался качества медицинских услуг. Здесь Биртанов признал, что невысокое качество медуслуг нередко обусловлено их низкой стоимостью, что в будущем должно измениться.
"Если мы хотим и дальше развивать конкуренцию среди врачей, мы будем вынуждены эти тарифы повышать. Но с учётом того, какое качество будет взамен этого. По востребованным услугам, например, консультациям узких специалистов в области педиатрии, нужно тарифы пересмотреть. И в тех сферах, где у нас наблюдается недостаток специалистов",– заключил он.
Ранее вице-министр здравоохранения Алексей Цой рассказал, в каких именно сферах медицины существует наиболее высокий коррупционный риск.