Почему государство сокращает траты на развитие бизнеса
informburo.kz
Для казахстанского бизнеса грядут перемены: сокращается госфинансирование и количество разрешительных документов.
Пресс-конференция в Правительстве / Фото informburo.kz
Кардинальное улучшение и расширение бизнес-среды – одна из приоритетных задач, которую поставил Президент перед Правительством. О том, что для этого уже сделано, а что только предстоит, на специальной пресс-конференции подробно рассказал министр национальной экономики, сообщает informburo.kz. Тимур Сулейменов отметил, что государство активно трудится над созданием благоприятных условий для предпринимательской деятельности, и как результат наша страна за год поднялась в рейтинге Doing Business сразу на 16 пунктов, заняв 35-е место.
Госфинансирование бизнеса сократят
Таких результатов Казахстану удалось добиться не без помощи активных вливаний государственных средств в бизнес в период с 2015 по 2017 год, в том числе и из резервов Национального фонда. При планировании бюджета на 2018-2020 годы финансирование реального сектора экономики существенно сокращено, отсюда возникает резонный вопрос, который informburo.kz адресовало главе профильного ведомства: сможет ли бизнес столь стремительно развиваться и дальше или нет? Тимур Сулейменов признал, что государство, действительно, выделяло на поддержку предпринимательства немалые деньги, однако их доля не превышала 10% от общего объёма инвестиций, поэтому бояться отрицательных результатов причин нет.
"Я вам сейчас точно не скажу, на сколько, но сокращение существенное. В этом году мы только на "Нурлы жол" и "Нурлы жер" где-то 750-760 миллиардов из Национального фонда взяли, в следующем этого не будет. Эти программы, в принципе, свою основную задачу выполнили – в период, когда цены на нефть упали до 35-40 долларов за баррель, эти средства сыграли свою роль", – ответил на пресс-конференции министр национальной экономики Тимур Сулейменов.
"В дальнейшем, конечно, по 1,5 триллиона и по 500 миллиардов из Национального фонда привлекать на финансирование дорожной отрасли и субсидирование ставок, финансирование ЖКХ у нас просто нет ни возможности... Да и это было бы неправильно. Мы как государство не должны заменять собой рынок. Мы видим, что основная сложность в экономике позади, и, соответственно, частные инвестиции должны приходить на смену государственным." – добавил он.
Бизнесмены на сокращение госфинансирования отреагировали неоднозначно. С одной стороны, предприниматели говорят о том, что поддержка государства может стать порочной практикой, своего рода благоприятной средой для появления "паразитирующих" субъектов рынка, с другой – без помощи государства в конкретных ситуациях бизнес выжить просто не сможет.
"Понятно, что государство – основной игрок. Понимая это, оно создало некую ёмкость сбыта, что позволило отечественному бизнесу, честно говоря, выжить. Но я хотел бы акцентировать внимание и на доступности к средствам. Ставка, направленная на инвестпроекты, не должна быть выше 7-8%. Что касается оборотной – не более 11-12%, тогда бизнесу будет намного лучше и тогда бизнес начнёт развиваться", – объяснил заместитель председателя правления НПП "Атамекен" Рустам Журсунов.
Саморегулирование бизнеса
Создать благоприятную среду для ведения бизнеса в Казахстане намерены и за счёт саморегулирования. Его внедрение началось ещё в 2016 году. На сегодняшний день этот институт на добровольной основе функционирует в букмекерской деятельности, экологическом аудите, налоговой консультации и пожарной безопасности. В ближайшее время саморегулирование уже в обязательном порядке обещают внедрить в шести конкретных сферах, в частности в оценочной, нотариальной, адвокатской, аудиторской сферах деятельности, а также в области экологического аудита и вневедомственной комплексной экспертизы проектов строительства.
"При этом по оценочной деятельности и деятельности экологического аудита соответствующие поправки уже проработаны и включены в соответствующие законопроекты на этот год. В настоящее время активно ведётся работа по разработке стимулирующих мер для объединения бизнеса в добровольные саморегулируемые организации", – сообщил министр Сулейменов.
Впрочем, госорганы расстаются со своими контрольными и надзорными функциями крайне неохотно. Бизнесмены констатируют: без вмешательства государства этот процесс затянется надолго.
"Что касается саморегулирования, работа идёт, но не так комфортно, как может быть, потому что ни один государственный орган не будет добровольно передавать свои полномочия. Часть работы проведена, но мы хотели бы, чтобы действительно был импульс более кардинальный, ведь если государство будет сокращать свои надзорно-контрольные функции, будет переход на альтернативную основу. Бизнес должен проверять сам себя, а на основе системы управления рисками государство должно контролировать обоих субъектов предпринимательства", – отметил представитель Национальной палаты предпринимателей.
Разрешения и запреты
Количество разрешительных документов для ведения бизнеса государство сокращает ежегодно, однако предприниматели продолжают регулярно натыкаться на бюрократические барьеры. По данным Миннацэкономики, ревизии подверглись три десятка законов, в которых выявлены нормы, препятствующие развитию конкуренции. Работа в этом направлении продолжается: в настоящее время ведётся анализ ещё 70 законов и 1000 подзаконных актов. По итогам планируется создать единый документ, который ликвидирует имеющиеся барьеры и поспособствует совершенствованию регулирования предпринимательской деятельности.
Последние новости