В Казахстане хотят штрафовать за оскорбление атеистов. К чему это может привести?

28 августа 2017, 14:12 |  Государство

В Казахстане рассматривают новый закон, касающийся религии. Если его примут, то за оскорбление атеистов и религиозный брак без регистрации в ЗАГСе введут штраф, сообщает informburo.

В Казахстане хотят штрафовать за оскорбление атеистов. К чему это может привести? - Informburo.kz

В Казахстане собираются на законодательном уровне защитить чувства атеистов. Министерство по делам религий и гражданского общества Казахстана разработало законопроект, по которому предлагается ввести штрафы за оскорбление тех, кто убеждён, что Бога нет, запретить ношение традиционной исламской одежды в общественных местах и наказывать за заключение религиозных браков без государственной регистрации. Informburo.kz объясняет, чем грозит новый законопроект в случае, если его примут, и публикует реакцию религиозных деятелей и юриста.

Сколько стоит оскорбить атеиста?

Если закон примут, за неуважение чувств атеистов придётся платить штраф в размере от 100 до 300 месячных расчётных показателей. Сумма зависит от того, кто именно оскорбил неверующего гражданина. Физлицу такое нарушение обойдётся в 100 МРП, должностному – в 200, а юридическому – в 300 МРП.

Но при этом закон предусматривает и штрафы за оскорбление чувств верующих.

"Воспрепятствование законной религиозной деятельности, а равно нарушение гражданских прав физических лиц по мотивам отношения к религии, или оскорбление их религиозных чувств, атеистических убеждений, либо осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест, допущение проявлений религиозного радикализма – если все вышеизложенные действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, это влечёт штраф..." – такую редакцию предлагает внести Министерство по делам религий и гражданского общество в пункт 2 статьи 490 Кодекса об административных правонарушениях.

Казахстан позиционирует себя как светское государство, в котором при этом стремятся к веротерпимости. Статья 14 Конституции РК гласит, что никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам отношения к религии.

По данным Министерства по делам религий и гражданского общества РК, атеистами или агностиками себя позиционируют 10% граждан РК, 75% граждан считают себя верующими, но не соблюдают догматы на 100%.

Что думает церковь?

Председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества православной Церкви Казахстана протоиерей Александр Суворов удивлён новым законопроектом. Он считает, что убеждения как верующих, так и неверующих граждан РК и так защищены Конституцией и ратифицированными РК международными нормативно-правовыми актами. Также он считает, что в законопроекте нет чёткой дефиниции того, что именно можно считать оскорбительным для атеиста.

Александр Суворов (слева)

Александр Суворов (слева) / Фото со страницы в Facebook

"Есть Всеобщая декларация прав человека, есть Конституция РК, – прокомментировал председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества православной Церкви Казахстана протоиерей Александр Суворов. – Мне не совсем понятно, что такое защита атеистических убеждений и как их можно оскорбить. Если завтра я скажу, что Бог есть, будет ли это оскорблением атеистических взглядов? Вдруг завтра атеист скажет, что его оскорбляет звук церковных колоколов, или выйдет на улицу Айтеке би, а там Кафедральный собор, а его он раздражает. Это тоже оскорбление? Какие именно предметы, атрибуты атеиста можно оскорбить, к примеру? Предметы культа можно оскорбить, а какие предметы идентифицируют атеистическую идеологию? Нет ответа на этот вопрос".

Ко всем надо относиться с уважением

А советник главного муфтия Казахстана Мухаммад Хусейн-кажи Алсабеков считает, что нельзя оскорблять ни чувств атеистов, ни чувств верующих, так как ко всем гражданам надо относиться с уважением.

"В Коране не сказано осуждать тех, кто не верит, – прокомментировал советник главного муфтия Казахстана Мухаммад Хусейн-кажи Алсабеков. – Нужно жить в мире и согласии и уважать чувства всех людей. Неверующего нельзя упрекать. Верующий и неверующий попадут на небо. и там уже Всевышний их рассудит. Мы стремимся к миру, взаимопониманию и уважению".

Мухаммад Хусейн-кажи Алсабеков

Мухаммад Хусейн-кажи Алсабеков / Фото с сайта dumrf.ru

Что такое оскорбление?

Известный казахстанский правозащитник Евгений Жовтис считает, что законопроект идёт вразрез с мировой тенденцией обеспечения свободы слова. Он считает, что оскорбление чьих-либо чувств – это с юридической точки зрения очень неопределённое понятие.

"Что такое оскорбление чувств? Мне не совсем понятно само словосочетание. И кто оскорбился и почему? Кто-то более чувствительный, кто-то менее. Вот мои чувства, к примеру, крайне оскорблены коррупцией в наших госорганах, – говорит Евгений Жовтис. – Мы идём по пути россиян, которые приняли закон об оскорблении чувств верующих, но мы пошли дальше, мы решили наказывать за оскорбление чувств верующих и неверующих".

Евгений Жовтис

Евгений Жовтис / Фото Informburo.kz

Евгений Жовтис считает, что наказывать по закону нужно в тех случаях, когда слова или действия верующего или неверующего действительно носят экстремистский характер и представляют опасность для безопасности государства.

"Чем можно оскорбить чувства верующего? Я, например, не верю в Бога. Я оскорбляю тем самым чьи-то чувства или нет? А если он оскорбится и выскажет мне это, то уже я должен оскорбиться? То есть мы взаимно оскорбились? Ну, глупости же! – считает Евгений Жовтис. – У людей разные взгляды. Единственное, когда возможно какое-то применение с точки зрения закона, когда высказывание несёт реальную угрозу насилия, тогда государство должно вмешиваться. Всё остальное оставьте людям, иначе мы неизвестно, куда уйдём. Юридически невозможно определить это никак. Это вопросы культуры, морали".

Запрет хиджабов

Другие аспекты законопроекта "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений", который рассматривает Министерство по делам религий и гражданского общества, серьёзно могут повлиять на жизнь казахстанцев и требуют отдельного рассмотрения. К примеру, если они будут приняты, в общественном месте нельзя будет носить определённую одежду. А именно ту, которую министерство признает относящейся к деструктивным религиозным течениям. Под запретом могут оказаться закрывающие лицо одеяния для мусульманских женщин.

"Есть предложение о запрете на ношение в общественных местах одежды, скрывающей лицо и препятствующей распознаванию личности. Это сегодня распространённый международный опыт, он продиктован как соображениями общественной безопасности, так и соображениями этики и сохранения национальных культурных традиций", – высказался по этому поводу министр по делам религий и гражданского общества республики Нурлан Ермекбаев.

Правозащитник Евгений Жовтис прокомментировал и этот момент. Он нисколько не сомневается, что нужно бороться с экстремизмом, но считает, что прежде всего нужно обращать внимание на первопричину таких проявлений.

"Религиозная одежда – это часть самоидентификации человека, –считает Евгений. – Кто-то идентифицируется через религиозную одежду, кто-то через короткие юбки. Люди должны сами выбирать, как им себя выражать. Конечно, вопрос о ношении религиозной одежды в государственных учреждениях и в школе, заслуживает внимания. У нас светское государство, и есть общий порядок. Но в частную жизнь людей государство не должно вмешиваться. Конституцией прописана свобода совести, это право, которое не может быть ограничено".

Что будет с браками?

Ещё одна предлагаемая Министерством по делам религий и гражданского общества мера – наказывать за заключение религиозных браков без государственной регистрации.

"Сейчас иногда брак заключается только по религиозным обрядам, без регистрации в органах ЗАГСа, это по закону не допускается. Чтобы воспрепятствовать этому, планируется внесение дополнений в законодательство, то есть можно усилить ответственность для тех, кто заключает браки по религиозным обрядам, не регистрируя их в органах госрегистрации", – заявил Нурлан Ермекбаев.

Мнение Нурлана Ермекбаева не разделяет советник муфтия Мухаммад Хусейн-кажи Алсабеков.

"Запрещать религиозный брак нельзя, это вмешательство государства в дела религии, веками по шариату браки заключались, я не согласен с такой мерой", – заявил Мухаммад Хусейн-кажи Алсабеков.

Что касается церкви, то её представители заявили, что для них эта мера, по сути, ничего не поменяет. Обряд венчания и так проводится только после заключения гражданского брака.

"У нас всё делается только при наличии государственного документа, – прокомментировал председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества православной Церкви Казахстана протоиерей Александр Суворов. – Поэтому эта норма закона никак не затронет церковь".

Окончательной редакции закона ещё нет, но пока не совсем ясно, будут ли наказывать, к примеру, за простое сожительство двух атеистов или агностиков. Евгений Жовтис считает, что штраф в данном случае неоправданная мера.

"Запретить религиозные браки – это не дело государства, оно может не признавать и требовать заключения гражданского брака, но запретить это нельзя. Это не проблема государства, – прокомментировал Евгений Жовтис. – Как они будут узнавать о том, что такой брак заключён, будут устанавливать камеры в мечетях и церквях, заниматься наружным наблюдением? Если всё так, как указано в законопроекте и как мы это интерпретируем, то логика отсутствует".




Версия для печати
Отправить по почте
Перейти к последнему номеру газеты




Последние новости

Комментарии к новости
Вы не можете отправить комментарий анонимно,
пожалуйста зарегистрируйтесь.

Ч
Читатель 1
Re: В Казахстане хотят штрафовать за оскорбление атеистов. К...
Отправлено: 28.08.17 - 14:32
Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Читаю и думаю: может журналисты шутят?))
F
FOMA
Re: В Казахстане хотят штрафовать за оскорбление атеистов. К...
Отправлено: 28.08.17 - 14:49
Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
В Казахстане хотят штрафовать за оскорбление атеистов. К чему это может привести?

Это уже привело к деградации законодательного органа. Заниматься такой ересью это не просто слабоумие ...
G
Guest
Re: В Казахстане хотят штрафовать за оскорбление атеистов. К...
Отправлено: 28.08.17 - 15:08
Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Один скажет "бога нет", другой ему ответит "бог есть". Оба оскорбятся и получат по штрафу в пользу государства. Кто от этого выиграет? Правильно, государство. :lol:
Т
ТАНОМИ
Re: В Казахстане хотят штрафовать за оскорбление атеистов. К...
Отправлено: 28.08.17 - 15:09
Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
" Ну, глупости же! – считает Евгений Жовтис." Соглашусь с ним.Говоря по-казахски: "долбаса!" Какой-то "законотворческий" зуд напал на некоторых. Единственное, закрывать лицо в 21 веке - тоже дурота. Но, если бы не соображения общественной безопасности, тоже, пусть бы ходили парились, задыхались и проч. Ну а так, в современных реалиях террорист-мужчина может скрываться под женской одеждой
В
(Уважаемые пользователи)
Регистрация:
23.12.06
Сообщений:
7643
Re: В Казахстане хотят штрафовать за оскорбление атеистов. К...
Отправлено: 28.08.17 - 17:14
Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
К слову:

Религиозные учреждения должны соблюдать общие требования по громкости звуков в ночное время. Об этом заявил министр по делам религий и гражданского общества Нурлан Ермекбаев на пресс-конференции в здании правительства, передает корреспондент Tengrinews.kz.

На вопрос, будут ли громкие призывы к молитве и звон колоколов в религиозных учреждениях подпадать под статью об оскорблении чувств атеистов, министр ответил, что они регламентируются только общими требованиями к шумам в ночное время.

"Есть санитарные требования по громкости звуков в ночное время. Громкость звука на каких-либо мероприятиях не должна превышать определенного уровня, по-моему, около 40 децибел. Это требование едино для всех - и для религиозных учреждений, и для салютов, фейерверков. Это должно соблюдаться", - заявил министр.

Напомним, в проекте закона по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений предусмотрено наказание за оскорбление чувств атеистов. Штраф составляет от 100 МРП, на сегодня это порядка 227 тысяч тенге.

Профайл
1
112
Re: В Казахстане хотят штрафовать за оскорбление атеистов. К...
Отправлено: 28.08.17 - 17:23
Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Интересно, как узнать человек верит в Бога или не верит?
По моему они как то должны отличаться друг от друга?
Своими делами, поступками..
Но существенных отличий я не вижу..
1
112
Re: В Казахстане хотят штрафовать за оскорбление атеистов. К...
Отправлено: 28.08.17 - 17:26
Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Наказать сразу всех на всякий случай и дело с концом..
Наказывать все население раз в квартал допустим..
Все равно верующим кажется что их оскорблчют те кто пьет и сквернословит, тех же оскорбляет внешний вид верующих..
Сразу и всех..
сайлау курманов
(Полноправные пользователи)
Откуда:
рудный
Регистрация:
02.07.12
Сообщений:
7092
Re: В Казахстане хотят штрафовать за оскорбление атеистов. К...
Отправлено: 28.08.17 - 20:03
Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
я убежденный атеист и даже не могу представить как можно меня оскорбить , придите и пробуйте ...
Профайл Посетить вебсайт
г
гога
Re: В Казахстане хотят штрафовать за оскорбление атеистов. К...
Отправлено: 28.08.17 - 20:34
Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
А я считаю,нужно ввести запрет на армянский асфальт,который у нас везде ложат,кладут,сыпят,который больше года не держится.
5
545
Re: В Казахстане хотят штрафовать за оскорбление атеистов. К...
Отправлено: 28.08.17 - 23:14
Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Интересно а каким путем вычислили что атеистов всего 10% Скорее всего не меньше 90%
Макарыч
(Полноправные пользователи)
Регистрация:
19.10.12
Сообщений:
706
Re: В Казахстане хотят штрафовать за оскорбление атеистов. К...
Отправлено: 29.08.17 - 11:38
Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Интересно, кушать на глазах у постящегося это оскорбление?
Или не поддержать тост атеиста за то, что Бога нет? )))
Профайл