Хризотилу приписывают чужие грехи
Наверняка большинство из нас хоть раз в жизни видело шиферную крышу. Еще бы, ведь в Казахстане, как и на всем постсоветском пространстве, более 80% строений покрыто именно им. Многие имели дело с несгораемым текстилем, изоляционными материалами, автомобилисты - с тормозными колодками... На каждом шагу нас окружают вещи, изготовленные с использованием асбеста. Человек очень давно поставил этот минерал с целым набором превосходных физико-механических качеств себе на службу. Однако в последние годы не стихает информационная кампания, организаторы которой заявляют, что асбест чрезвычайно опасен для здоровья. Нужно срочно заменить шифер, запретить множество материалов для строительства жилья и дорог, выкопать асбоцементные трубы? Корреспондент «Нашей Газеты» обсудил тему с директором департамента развития АО «Костанайские минералы» Олегом ЛЕСКИНЫМ.
- Олег Владимирович, давайте поясним, почему именно к вам в качестве эксперта мы апеллируем.
- Я представляю АО «Костанайские минералы», которое является единственной компанией в Казахстане по добыче и переработке хризотил-асбеста. Мы разрабатываем Джетыгаринское месторождение этого минерала, 5-е по запасам в мире. Являемся градообразующим предприятием города Житикары, обеспечивая работой значительную часть его населения, вкладывая средства в инфраструктуру и социальные проекты. Понятно, почему мы не можем безучастно относиться к антихризотиловой кампании.
- Неужели ни капли правды нет в заявлениях об опасности асбеста для здоровья людей?
- Давайте определимся в терминах, ведь это очень многое прояснит в проблеме. Сегодня многие европейские и американские СМИ, распространяя «сенсации» об опасности асбеста, почему-то умалчивают, что асбест - коммерческое название группы волокнистых минералов. А принято выделять две основные его разновидности: хризотил и амфибол. Подчеркиваю, несмотря на родство, их минералогическая структура - это небо и земля. И именно этой структурой предопределяются свойства того и другого. Например, если волокна амфиболового асбеста, попадая в легкие, практически не выводятся, то мягкие эластичные хризотиловые волокна легко растворяются в организме и выводятся максимум через 2 недели.
Хочу заострить внимание еще на одном факте: в СССР и других странах Восточной Европы никогда не использовался амфиболовый асбест. У нас просто нет его месторождений. И сегодня Казахстан, Россия, Украина, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и другие страны СНГ применяют исключительно хризотил-асбест.
- То есть хризотиловая пыль не вредна?
- Вредна любая пыль, если дышать ею длительно. Мукомол, работающий без надлежащей вентиляции, и тот рискует получить серьезную болезнь легких. Но это же не значит, что надо отказаться от хлеба.
Так же и с хризотил-асбестом. Его можно свободно применять в промышленности, но жестко соблюдая все нормы и правила охраны труда. Таких придерживаются на любом химическом производстве, при добыче угля, на фармкомбинатах… Речь идет о современных технологиях, автоматизации процессов и использовании средств индивидуальной защиты. К примеру, на нашем предприятии постоянно ведется работа по мониторингу вредных факторов рабочей среды и их устранению. Регулярно ведется экологический контроль за атмосферным воздухом промышленной и санитарно-защитной зон. В функции санитарной лаборатории входит исследование рабочих мест не только на запыленность. Уделяется особое внимание таким параметрам, как загазованность, освещенность, микроклимат, шум и вибрация. Ежеквартально проводятся замеры промышленных выбросов в атмосферу. Ежегодно составляется план мероприятий по предотвращению попадания хризотиловой пыли в воздух.
Стоит отметить, что на предприятии имеется санаторий-профилакторий, рассчитанный на прием 750 человек в год. Он создан для профилактики производственных заболеваний и лечения хронических заболеваний. Большое место в АО «Костанайские минералы» отводится оздоровительной и спортивно-массовой работе. Организуются соревнования в цехах, подразделениях, в целом по предприятию как по отдельным видам спорта, так и по многоборью. Функционирует бассейн «Алма-Ата», доступный всем желающим.
- С тем, что делает предприятие, понятно, а проводятся ли независимые медицинские обследования ваших работников?
- Конечно! За тем, как влияет производство хризотил-асбеста на здоровье людей, пристально следит не только региональная, но и республиканская медицина. Ежегодно наши сотрудники проходят глубокий медосмотр с приглашением специалистов РГКП «Национальный центр гигиены труда и профессиональных заболеваний МЗ РК». Руководство предприятия придает первостепенное значение активному выявлению и профилактике профзаболеваний.
Хочу отметить, что, вопреки скандальным заявлениям западных активистов, ни в Казахстане, ни в других странах, производящих и использующих хризотил-асбест, не наблюдается негативного воздействия от минерала. Более того, все новые исследования лишь подтверждают, что контролируемое использование хризотилсодержащих материалов вреда здоровью нести не может. Результаты опубликованного в январе 2016 г. на портале oem.bmj.com исследования «Отношение профессиональной деятельности и воздействия хризотил-асбеста к риску развития мезотелиомы и рака легких», проведенного целым рядом крупных экспертов, опровергают теорию, на которой была построена масштабная кампания по дискредитации и запрету хризотил-асбеста: связь между хризотилом и заболеваниями легких не нашли ни у одного из испытуемых.
- Тогда откуда берутся «сенсации» о вреде асбеста?
- Все началось в США еще в прошлом веке. Американский ученый Ирвин Селиков работал с врачами, которые изучали состояние здоровья рабочих судоверфи. Тогда все трубопроводы изолировались амфиболовым асбестом, и у этих рабочих спустя 30-40 лет начали развиваться специфические заболевания. Ирвин Селиков и его коллеги первыми подняли вопрос об опасности асбеста. В США развернулась целая кампания по искоренению этого материала, которая позднее была продолжена в европейских странах. В 60-70-е годы прошлого века в Европе не только разбирали здания, удаляя изоляционные асбестовые прокладки, но и закрывали заводы. И все это было правильно, ведь речь шла о чрезвычайно агрессивном, канцерогенном амфиболовом асбесте.
- Агрессивное неприятие перенеслось и на хризотил-асбест?
- Да, сейчас на Западе проводится масштабная кампания против асбестового производства, ее отголоски ощущаем и мы. У меня, как у эксперта, тоже возникает вопрос: почему, например, не запрещают свинец, который делает детей умственно отсталыми? Те же американцы доказали, как он вреден, но этот металл не запрещен в США. Более того, его регулярно обнаруживают в детских игрушках.
Видя, что происходит с хризотил-асбестом, мы четко понимаем, что сегодня ведется жесткая борьба за рынок сбыта. Мировые запасы хризотила сконцентрированы в Казахстане, России, Бразилии, Китае, Зимбабве и некоторых других странах. США вынуждены импортировать хризотил-асбест из Канады. Неудивительно, что американские химические фирмы со своими якобы безопасными заменителями сами хотят заполучить те немалые деньги, которые идут на закупки хризотил-асбеста. Страны, лишенные месторождений хризотила, стремятся вытеснить с рынка неугодного конкурента. В погоне за прибылью лоббисты добираются до самых верхов, и, увы, во многих странах они одержали победу: асбест запрещен в Германии, Франции, Норвегии и других странах.
Вторая причина более прозаична. Борьба с асбестом превратилась в бизнес, в который вовлечены экологи, юристы, врачи и строители. Вы знали, что к 1970-м годам американские адвокаты подали тысячи компенсационных исков от лица людей, чье здоровье было подорвано воздействием амфиболового асбеста на рабочем месте? В начале XXI века число компенсационных исков, поданных в США, перевалило уже за 700 тысяч, а их общая сумма - за 200 миллиардов долларов. Во всех судебных делах по асбесту стали участвовать в основном не больные люди, а лжесвидетели, претендующие на компенсацию. Это яркий пример мошеннической проделки, которая по праву может занять свое место в пантеоне великих американских афер.
- В таком случае, если говорить о долгосрочных перспективах, сможет ли хризотил-асбест доказать свою профпригодность и безопасность?
- Безусловно! Я уверен, со временем распутается лингвистическая путаница, вследствие которой одним и тем же термином стали называть два совершенно разных минерала, и люди, страны осознают, что за все годы раздувания панического страха было забыто, почему хризотил-асбест изначально так расхваливали, называя «волшебным минералом». Все забыли про его уникальные огнеупорные свойства, благодаря которым он спасал человеческие жизни. Затем он стал спасителем жизней совершенно в другом качестве и в гораздо большем масштабе, из него начали производить трубы, став самым дешевым и эффективным средством водоснабжения для миллиардов людей по всему миру, для которых это было одной из величайших проблем.
В заключении я хотел бы сказать, что сегодня мы смотрим с оптимизмом в будущее, ведь возрождение хризотил-асбеста стало возможно благодаря выработке на международном уровне четких стандартов безопасности его разновидностей и, что важно, стандартов работы с ними. Один из основополагающих документов, регламентирующих использование асбеста, - Конвенция № 162 Международной организации труда. Она запрещает использование амфиболового асбеста и закрепляет легальность контролируемого использования хризотила.
На правах рекламы
Последние народные новости