Тимур ГАФУРОВ: Вселение оптимизма
Всё-таки Казахстан - очень демократическое государство. В какой ещё стране руководитель региона может отправить 20 журналистов на стажировку за рубеж, чтобы эти акулы пера после возвращения могли критиковать его работу на гораздо более высоком уровне?
А у нас аким ЮКО Жансеит ТУЙМЕБАЕВ сделал такой подарок пишущей братии на её профессиональный праздник. Правда, поедет эта великолепная двадцатка обмениваться опытом в Турцию, где тоже своеобразные понятия о свободе слова. И не совсем понятно, где аким взял деньги на 20 путёвок. Возможно, кто-то из посланных проведёт расследование и найдёт ответ на этот вопрос. Хотя сам г-н Туймебаев, поздравляя виновников торжества, ориентировал их несколько в другом направлении.
- Для проведения таких масштабных работ, как духовное возрождение, национальное возрождение очень необходима ваша работа и помощь, - сказал он.
Формулируя пожелания работникам СМИ, каждый чиновник или депутат имеет в виду некий идеальный образ журналиста, который помогает в духовном возрождении, «формирует позитивное общественное мнение» (госсекретарь РК Гульшара АБДЫКАЛИКОВА) и «способствует процветанию страны, реализации инициатив Главы государства» (председатель сената Касым-Жомарт ТОКАЕВ). Все цели - без сомнения, самые благие. Но мне почему-то кажется, что задача журналиста - задавать представителям власти вопросы, которые интересуют читателей и зрителей. И добиваться ответов на эти вопросы, подчас - очень неприятные для власти. А всё остальное - либо шоу, либо пропаганда.
Впрочем, скоро казахстанских журналистов отучат задавать вопросы из разряда неприличных - например, о том, действительно ли офшорный счет, зарегистрированный на фамилию чиновника или депутата, принадлежит ему, а не однофамильцу. А если это так, то откуда деньги? Точнее, спросить-то будет ещё можно, но если имярек откажется дать согласие на обнародование этой информации, то и статьи никакой не будет - ни в газете, ни уголовной. Министр информации и коммуникаций РК Даурен АБАЕВ, поясняя эту поправку в законодательство, журналистов даже пристыдил:
- Меня удивляет, что у вас вызвало вопрос то, что вы должны проводить нормальное расследование. Вы хотели получить информацию и просто разместить на своём сайте, не проверяя? Это же противоречит и этике журналиста, и профессиональному долгу. Вы же тем и отличаетесь от обычного гражданина, который может написать в Facebook - мол, вот депутат купил остров. У вас высокий статус, которому вы должны соответствовать.
Это примета такая - чем упорнее в Казахстане стараются загнать СМИ ниже плинтуса, тем чаще напоминают об их высоком статусе. Причем министр, объясняя азы профессии, почему-то смешал два понятия - проверку факта о покупке острова и получение согласия владельца на его публикацию. Зато посоветовал - передавать всё узнанное в правоохранительные органы, а потом писать уже об их расследовании.
Превратятся ли журналисты в секретных сотрудников (в привычном сокращении - сексотов), пока не известно. Но одно пожелание сверху наши СМИ уже исполняют, преобразуя самый грустный негатив в оптимистический позитив. И добиваются в этом очевидных успехов. Можно ведь написать о том, что казахстанский теннисист проиграл в первом круге «Уимблдона» со счетом 6:1, 6:4, 6:2. А можно выдать эту новость под заголовком: «Казахстанец Бублик выиграл 7 геймов в матче с лучшим теннисистом мира». И жить сразу станет веселее.
Последние новости