Полгода остаётся до вступления в силу нового техрегламента для операторов связи Казахстана, установленного специальным приказом Комитета национальной безопасности, а как именно этот документ будет работать, общественность до сих пор практически ничего не знает. Сам приказ есть в свободном доступе и с ним может ознакомиться любой желающий, но от этого вопросов к нему не меньше. При этом найти тех, кто на них готов ответить, не так уж и просто. Что известно наверняка, так это лишь то, что к 1 января 2018 года все операторы связи страны обязуются у себя на базе иметь некое оборудование, способное осуществлять перехват, запись, хранение и при необходимости экспорт на носители телефонных и видеоразговоров, а также текстовых сообщений своих клиентов.
Что говорят операторы связи?
Отечественные операторы связи о новом техрегламенте КНБ говорят крайне неохотно. Чтобы выяснить, есть ли у компаний необходимое оборудование и как именно будет вестись прослушка, редакция informburo.kz направила игрокам телекоммуникационного рынка официальные запросы, однако ответы на них оказались на редкость скупыми – операторы связи либо просто перечисляли многочленные пункты законов, так или иначе связанные с защитой личных данных и связью, либо указывали документы, которые вообще запрещают им что-либо комментировать по этому поводу. Вот так дословно выглядит ответ национальной компании "Казахтелеком".
"На Ваш запрос АО "Казахтелеком" сообщает, что в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 декабря 2011 года № 1593 "Об утверждении Правил взаимодействия органов, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия, и организаций при внедрении и эксплуатации аппаратно-программных и технических средств проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях телекоммуникаций Республики Казахстан", согласно ст. 19 оператор связи принимает меры по ограничению круга лиц, привлекаемых к установке технических средств, а также к недопущению раскрытия организационных и технических приемов проведения оперативно-розыскных мероприятий. В этой связи предоставить ответы на поставленные вами вопросы не представляется возможным", – говорится в ответе нацкомпании.
Аналогичный ответ, только ещё более изобилующий ссылками на законы, редакция получила от компании "Транстелеком". В отличие от своих коллег представители Tele2 Kazakhstan оказались более многословными, они отметили, что их компания принимала участие на всех стадиях разработки техрегламента и даже сумела донести до разработчиков свою позицию – многие вопросы, поднимаемые представителями сотового оператора, были учтены. Правда, о чём именно идёт речь, не уточнили. Про Систему технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий говорить согласились лишь в Kcell. В компании откровенно признались: СОРМ в Казахстане используют уже давно.
"Система СОРМ не является новшеством, и подобные системы исторически реализуются в сетях связи по всему миру, в том числе и в Казахстане. "Кселл" строго придерживается действующего законодательства РК и соблюдает все требования и нормы. Вместе с тем "Кселл", как и вся группа Telia и все ведущие операторы в мире, имеет ряд политик, связанных со свободой выражения, инвестициями и прозрачностью. Все виды информации, которые попадают в область вышеуказанных политик, подлежат раскрытию инвесторам и всем заинтересованным сторонам", –проинформировали представители Kcell.
Новый технический регламент, вступающий в силу в 2018 году, как отметили в компании, является результатом диалога между государством и всеми сторонами, участвующими в данном процессе, функционирующими на территории страны.
"Документ предусматривает чёткое соответствие требованиям действующего законодательства и учитывает права и свободы всех участников данного процесса, исключая прямой доступ субъектов оперативно-разыскной деятельности к информации, защищаемой законом", – также говорится в ответе на официальный запрос.
Будет ли вмешательство в частную жизнь?
Вопросы, касающиеся прав и свобод граждан, которые затрагиваются при прослушке их телефонных разговоров, редакция informburo.kz адресовала непосредственно разработчикам нового техрегламента, Комитету национальной безопасности.
На вопрос о том, не являются ли требования документа вмешательством в личную жизнь граждан, в КНБ сослались на восемнадцатую статью Конституции, которая гарантирует казахстанцам право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своих чести и достоинства, а также право на тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. При этом силовики отметили, что законодательством страны предусмотрены и исключения из правил.
"В соответствии с Законом Республики Казахстан от 15 сентября 1994 года "Об оперативно-розыскной деятельности" специальное оперативно-розыскное мероприятие – это оперативно-розыскное мероприятие, непосредственно затрагивающее охраняемые законом неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений и почтовых отправлений, а также право на неприкосновенность жилища", – говорится в официальном ответе КНБ на запрос informburo.kz.
Оперативно-следственные мероприятия, в том числе и прослушка, согласно закону проводится, как правило, на основании постановления прокурора и только в отношении того лица, от которого получена эта санкция, то есть подозреваемого в том или ином преступлении. Есть и другой вариант: прослушивать телефонные разговоры и читать личную переписку правоохранительные органы имеют право с разрешения самого человека, если ему угрожают или есть угроза его собственности. В таком случае оперативно-следственные мероприятия производятся на основании постановления, утверждённого руководителем органа, непосредственно осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, но с обязательным уведомлением прокурора об этом в течение двадцати четырёх часов с момента вынесения постановления.
Оперативно-розыскную деятельность в Казахстане осуществляют:
- органы внутренних дел;
- органы национальной безопасности;
- уполномоченный орган в сфере внешней разведки;
- органы военной разведки Министерства обороны;
- антикоррупционная служба;
- служба государственной охраны Республики Казахстан;
- служба экономических расследований.
Какие казахстанские операторы связи имеют необходимое оборудование, а какие нет, в КНБ говорить отказались, сославшись на то, что это конфиденциальная информация.
Вести тотальную слежку слишком дорого
Техрегламент, как отмечают эксперты, по сути, ничего принципиально нового и революционного в себе не несёт. Специальным оборудованием все компании, работающие со связью, должны были обзавестись ещё 15 лет назад – первичные требования к средствам СОРМ были оформлены в 2002 году совместным приказом председателя КНБ и заместителя премьер-министра – и.о. министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан № 103-I "Об утверждении Правил взаимодействия государственных органов и организаций Республики Казахстан при установке и эксплуатации аппаратно-программных и технических средств проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях телекоммуникаций Республики Казахстан. Кроме того, стандарты, сертификационные требования и прочие технические моменты были установлены и в рамках исполнения совместного приказа председателя КНБ от 20 сентября 2004 года № 179 и и.о. председателя Агентства Республики Казахстан по информатизации и связи от 20 сентября 2004 года № 199-п.
"Требования обязательны для исполнения всеми операторами связи РК всех форм собственности вне зависимости от вида деятельности, географических, структурных и прочих различий. Сотовая связь, фиксированная, спутниковая, радиодоступ, интернет – всё, что связано с коммутируемыми соединениями, подлежит контролю", – прокомментировал региональный директор интернет-провайдера "ТОО "Радиобайланыс" Игорь Ластовкин.
Впрочем, с тех пор прогресс шагнул так далеко, что оборудование образца начала 2000-х далеко от совершенства. Если верить неофициальным данным, то лишь треть отечественных операторов связи имеет у себя на базе СОРМ технические характеристики, которые бы более или менее соответствовали требованиям нового техрегламента, остальным в ближайшие полгода придётся провести модернизацию, в противном случае, компании рискуют прекратить свою деятельность. Учитывая современный уровень развития телекоммуникационной техники и технологий, особых сложностей в реализации требований техрегламента эксперты не видят, вопрос лишь в цене – в отдельных случаях речь может идти не об одном миллионе евро.
"Конечная стоимость АПК СОРМ зависит от масштабов и структуры сети оператора связи. Очень приближенно рамки стоимости системы можно оценить от 300 тысяч евро для небольших операторов и до нескольких миллионов для крупных операторов.Кроме того, следует учесть, что покупка оборудования – это не конечное действие, обеспечение эксплуатации также влечёт значительные затраты: приобретение и эксплуатация систем бесперебойного энергоснабжения и климаттехники, само энергоснабжение, дополнительные помещения, системы охраны и сигнализации и так далее", – рассказал Игорь Ластовкин.
При этом до 50 % себестоимости составляют затраты на хранение данных. Если учесть, что единственный источник доходов операторов связи – это плата клиентов за услуги компании, то не исключено, что тарифы на связь могут подорожать. Что же касается возможного нарушения прав граждан, связанного со вторжением в их частную жизнь, то, по словам экспертов, операторы связи фактически не имеют никакого отношения к оперативно-розыскным мероприятиям – СОРМ позволяет уполномоченным органам дистанционно получать всю необходимую им оперативную информацию без вмешательства оператора связи. Исключение лишь данные, которые уже изъяты из баз оперативного хранения и находятся в архиве.
"Слежка не ведётся тотально – на это ни у операторов, ни у госорганов физически не хватит никаких ресурсов. Техрегламент устанавливает требование по одновременному контролю не менее 1% от общего количества абонентов сети и не менее 10% заданных абонентов на коммутационном оборудовании. Расчётное значение – не менее 5%. То есть эти значения условно можно принимать как конечные, увеличивать эти цифры операторы за свой счёт не будут – слишком дорого", – пояснил специалист.
Системы СОРМ, как отмечается, широко используются практически во всех развитых государствах мира – доступ к частной информации спецслужбам в первую очередь позволяет обеспечивать безопасность граждан. Вопрос лишь в том, чтобы исключить любую возможность использования личной информации против граждан.