Подсудимые по делу о мошенничестве в костанайском филиале «Жасыл Ел» валят вину друг на друга
Надежда КОВАЛЬСКАЯ
Слишком доверчивыми, по их собственным словам, оказались фигуранты дела о мошенничестве в костанайском филиале «Жасыл Ел». Менеджер филиала Анисья ЕРЕМИНА, подписывая фальшивые документы, беспрекословно выполняла указания своего руководителя Кайрата Абдихалыкова. Предприниматель Сайлау ИЛЬКЕЕВ, снимая государственные деньги со счетов по поддельной доверенности, свято верил в честность своего приятеля Мейрама КАСЕНОВА. Тот, в свою очередь, полностью положился на Абдихалыкова... Такие показания сегодня, 1 июня, дали подсудимые.
Для четверых из них допрос оказался большой неожиданностью, так как они признали свою вину и надеялись на заключение процессуального соглашения. Но прокуратура всем отказала.
Напомним, на скамье подсудимых: бывший менеджер костанайского филиала «Жасыл Ел» Анисья Еремина и предприниматели Мейрам Касенов, Сайлау Илькеев, Ержан Кударов, Евгений Хоменко и Тимур Шарипов. Изначально в связке с ними шел экс-руководитель филиала Кайрат Абдихалыков, однако его дело выделили в отдельное производство.
Предприниматели обвиняются в мошенничестве и подделке документов. Согласно обвинительному заключению, через их фирмы Абдихалыков «провел» около 1 000 фиктивных бойцов, чьи зарплаты были поделены между участниками мошеннической схемы. Не последнюю роль, по версии следствия, в этом играла Анисья Еремина, которая собственноручно писала заявления за липовых бойцов и отправляла документацию на них в республиканский штаб. Однако в суде девушка заявила: она даже не подозревала о том, что совершает преступление.
- На меня все это время действовал авторитет руководителя Кайрата Абдихалыкова, - пояснила Еремина. - Он давал мне указание - я делала. Никаких денег я за это не брала. В «Жасыл Ел» я устроилась с 2013 года. Сначала работала бойцом, потом офис-менеджером. Я признаю свою вину только в одном эпизоде - когда Кайрат Абдихалыков спросил, есть ли у меня знакомые, которых можно формально устроить. В то время я увидела объявление о том, что команде КВН из филиала ЧелГУ требуются деньги на поездку в Сочи. Я таким образом решила им помочь. Договоренность была такая - они пишут заявление о приеме на работу, открывают лицевые счета в «Казпочте» и снимают деньги. 5 000 тенге из них идет нашему руководителю, а остальное они забирают себе. При этом работать не нужно было. В итоге 7 человек получили 208 000 тенге.
Признала Анисья Еремина и тот факт, что составила фальшивый акт выполненных работ от имени директора ТОО «Мейрам и Ком». По словам подсудимой, на нее оказывало давление руководство. Абдихалыков все время припоминал менеджеру, что она должна отрабатывать 8-часовой день, тогда как девушка каждый день на несколько часов уходила на учебу. Кроме того, он пугал, что если акта выполненных работ не будет, бремя выплат 1 200 бойцам ляжет на нее. Руководствуясь теми же мотивами, Еремина расписывалась в документах за предпринимателей Хоменко и Астраханцеву.
- Согласно вашим первоначальным показаниям, вы составили заявления для 107 фиктивно устроенных бойцов. Это так? - спросил адвокат Дмитрий КУЧЕНКОВ.
- Да. Я хотела связаться с этими людьми, чтобы они сами составили заявления, но у меня не было номеров их телефонов, - ответила подсудимая.
Предприниматель Мейрам Касенов, через фирмы которого Абдихалыков «прогнал» самое большое количество фиктивных работников, вину признал полностью. Он рассказал, что познакомился с Абдихалыковым в 2014 году.
- Я спросил, нет ли у него работы, где бы я мог выступить подрядчиком, - вспоминал в суде Касенов. - Тогда он предложил мне заработать другим способом. Я должен был найти молодежь, которая согласилась бы открыть лицевые счета и предоставить свои документы. Им ничего не нужно было делать, только снять деньги. Получилось 44 человека. Из них 10-15 были с моей стороны, остальные - Абдихалыкова. На счет каждого поступало 15 000 тенге. Из них 5 000 шли хозяину счета, 7 000 тенге - Абдихалыкову, по 3 000 с каждого бойца - мне.
В 2015 году Касенов открыл ТОО «Мейрам и Ком» и занялся грузоперевозками. Тогда Абдихалыков вышел на него с еще более заманчивым предложением - фиктивно трудоустроить уже 150 человек. Касенов засомневался, что найдет столько желающих, но тут ему подвернулся давний знакомый Сайлау Илькеев, который в тот момент работал региональным директором микрокредитной организации ТОО «Жылдам Акша». Илькеев сказал, что с легкостью вытащит из базы данных документы нужного количества людей. Абдихалыков согласился, но потребовал «предоплату» - 500 000 тенге. Якобы в качестве гарантии того, что дело доведут до конца. Деньги отдал Илькеев.
- Также у Илькеева был выход на сотрудников «Казпочты», он мог снять деньги со счетов людей без их участия, - рассказал Касенов. - В это время Абдихалыков сказал, что ему выделили квоту еще на 250 человек, за которых мы опять должны ему отдать 500 000 тенге. В общем, мы ему заплатили 1 млн. Анисья подготовила документы, я поставил в них печать и расписался. В сентябре Абдихалыков сказал, что у него есть еще большая квота. В общем, я признаю, что через меня прошли 474 и 262 бойца.
- А как же поддельная доверенность, по которой со счетов были сняты деньги? - поинтересовался судья Саветбек МУХАМБЕТОВ.
- Я о ней узнал только на следствии, сам я ничего не подделывал.
По словам Касенова, свою «предоплату» он не окупил - получил всего 170 000 тенге. Абдихалыков объяснил это тем, что деньги у него «требует Астана».
Подсудимый Сайлау ИЛЬКЕЕВ всю вину свалил на Касенова. Никакой предоплаты не было, утверждал он. 500 000 тенге друг взял взаймы, о чем имеется расписка. А в базу данных ТОО «Жылдам Акша» он залез, чтобы вернуть обратно свои деньги.
- Он сказал - если я достану документы 150 человек, ему перечислят большую сумму и он со мной рассчитается, - дал показания Илькеев. - Сотрудники «Казпочты» сказали, что деньги со счетов без присутствия их хозяев можно снять с помощью доверенности. Эти слова я передал Касенову. Тот принес доверенность, в которой я расписался. Потом я снял 1 139 981 тенге с этих счетов. Буквально через полмесяца мне позвонили из службы безопасности «Казпочты» и потребовали вернуть все снятые деньги. Я вернул средства. Себе не взял ничего. Я действовал лишь по просьбе Мейрама Касенова.
Напомним, сам Кайрат Абдихалыков вину признал и сообщил суду, что таким образом просто хотел закрыть квоту по количеству бойцов "Жасыл Ел", выделенную на Костанайскую область. По его словам, денег он также не снимал.
Последние новости