Тимур ГАФУРОВ: Президентский тест
Казахстанские мажилисмены решили, что стать президентом нашей страны - слишком простое дело. И постарались максимально усложнить процесс регистрации кандидатов на этот пост.
В числе новых требований - 5-летний опыт работы на госсслужбе или выборных государственных должностях. То есть, претендовать на звание второго президента смогут только чиновники и депутаты. Либо бывшие чиновники и депутаты. Которым нужно будет подтвердить отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей главы государства. Каких именно - пока не поясняется. Хотя способ проверки состояния здоровья без всяких там медкомиссий в Казахстане давно известен, и название у него вполне соответствующее - президентские тесты. Пробежал и проплыл дистанцию в соответствии с возрастом, прыгнул в длину, пострелял в мишень, метнул гранату, подтянулся... Открыто, прозрачно и без коррупционных рисков. Уложился в нормативы - значит, физически готов к труду на благо Родины и её обороне.
Ну а психически недостойные будут остановлены на дальних подступах - самовыдвижение кандидатов в президенты теперь в Казахстане исключено.
- Мы хорошо знаем, что зачастую этой нормой пользовались не совсем компетентные и адекватные граждане для самопиара и других частных замыслов, - пояснил руководитель парламентской фракции КНПК Владислав КОСАРЕВ. Поэтому согласны с тем, что право выдвигать своего кандидата теперь будет только у политических партий или республиканских общественных объединений.
Правда, не совсем понятно, чем отличается в адекватности самовыдвиженец, раз за разом снимающий свою кандидатуру в пользу действующего президента, от представителя партии, добросовестно агитирующего за своего соперника, Лидера нации, на протяжении всей предвыборной кампании.
Но дело даже не в том, что после вступления данных поправок в силу легче будет верблюду протиснуться в игольное ушко, чем рядовому гражданину - в Ак орду. И не в нарушении Конституции, гарантирующей равенство в правах всем гражданам страны, кроме заключённых и умалишённых. Просто единственным требованием к кандидатам на любой выборный пост должно быть наличие у них внятной программы действий. А единственным требованием к человеку, который этот пост занял, - выполнение данных им обещаний. Однако нам регулярно дают понять, что казахстанцы не в состоянии отличить популизм от реальной политической стратегии, что мы вообще не созрели для участия в выборах - ни кандидатами, ни избирателями.
Так, может быть, исключить этот элемент неожиданности в виде электората? И внести поправку в Конституцию о том, что президентом страны может стать только тот претендент, кандидатуру которого одобрит его предшественник. А заодно прекратить порочную практику самовыдвижения в маслихаты и сенат - мало ли какие паразиты могут проникнуть в эти важные для государства органы при нашей-то избирательской слепоте и наивности. Ведь одновременно мажилис одобрил еще и законопроект о перераспределении полномочий между ветвями власти. Как отметил эксперт Института стран СНГ Андрей ГРОЗИН, этой инициативой Казахстан переходит к передаче власти «коллективному преемнику».
- Это вариант, при котором произойдёт рассеивание власти, как сейчас в Киргизии, когда будущей осенью президентские выборы по большому счёту не станут выбором главного человека, который будет решать всё, - считает эксперт.
Если это так, то ради чего весь сыр-бор затеяли? Хотя практика казахстанских реформ подтверждает, что все усилия по рассеиванию власти приводят только к ещё большей её концентрации. В руках человека, которому позволят пройти президентский тест.
Последние новости