Костанайцы аплодисментами встречают театр танца Булата Аюханова
Лика НОВИКОВА
20 мая в зале областной филармонии было лишь несколько свободных рядов. Зрители горячо встречали Государственный академический театр танца Булата Аюханова. Артисты в субботу и воскресенье радуют костанайцев классическими постановками мирового балета.
- Наш коллектив небольшой, мобильный. Так как мы не имеем собственной сцены в Алматы, мы часто выезжаем в регионы. Это очень нужно, все хотят видеть классику и мы рупор казахстанского балета, - рассказала "НГ" главный балетмейстер Гульфида ГАФУРОВА. - Мы бываем в очень отдаленных регионах, куда "Астана Опера", театр имени Абая не доедут. У них большой переезд, оркестр, большой штат и не каждая сцена их примет. У нас в репертуаре "Лебединое озеро", "Дон Кихот", "Жизель". Мы показываем это в сокращенной форме, наши постановки получаются одноактными-двухактными. Фрагменты из балета и люди узнают эти произведения везде, например, танец маленьких лебедей из "Лебединого озера". У нас большая миссия, мы можем взять настоящий балет и показать его в самых отдаленных местах Казахстана. Как говорит Булат Аюханов, не бывает плохих, хороших, богатых или бедных зрителей. Люди одинаковы в своих чувствах, эмоциях и восприятию прекрасного. Поэтому в регионах нас встречают радостно, бывает со слезами на глазах. Зритель не избалован гастролирующими коллективами и мы рады ему удовольствие.
В "Лебедином озере" балетмейстер Булат Аюханов сохранил классический рисунок танца. Костанайский зритель с замиранием сердца следил за встречей Одетты и Зигфрида, а во время танца маленьких лебедей старался хлопать в такт. Не мог зритель ни обратить внимания на музыку.
- Ну Чайковский конечно бесподобен!, - слышалось с соседних кресел. Сильная и эмоционально насыщенная музыка в сочетании с атмосферой, созданной танцорами, не оставляют равнодушными. Во втором отделение зрителям представили одноактный балет Булата Аюханова "Болеро" на музыку Мориса Равеля.
- Этой композиции уже 50 лет, его Аюханов в свое время танцевал, - поделилась Гафурова. - Сейчас его танцует уже восьмое поколение.
Танцы на полусогнутых ногах, с откинутым корпусом и гордо поднятой головой. Кардебалет в черно-красных юбках ритмично отбивающие испанские ритмы ногами и руками. 17 минут пролетают на одном дыхании, а зритель загипнотизирован эксцентричностью обстановки.
- Что самое трудное при постановке классических спектаклей?
- Классика - это эталон, как у нас говорится казенка. Она поставлена давно, великими хареографами Львом Иванов и Мариусом Петипа на музыку Петра Чайковского. Балет вообще вещь тяжелая, но танцевать классику это ответственно и достойно. Трудно, потому как это величие музыки, хореография, которую танцуют все мировые театры. Конечно идет сравнение и даже соперничество. Например, наш вариант "Лебединого озера" от Булата Аюханова сокращен. Во втором акте у нас хореография Льва Иванова, а третий поставил Булат Аюханова. Все танцы невест это хореография Аюханова, все это очень гармонично вплелось и сочетается между собой.
- Новые трактовки классических балетов редкость для нас сегодня?
- Нет. Каждый режиссер-хореограф так изощряется, сегодня настолько переделываются композиции мировой классики. Музыка Чайковского, но постановок множество. Того же "Гамлета" ставят на современный манер, в "Ромео и Джульете" появляется мафия с пистолетами. Каждый отталкивается от своего вкуса. Опять же Булат Аюханов говорит, что в каждой эпохе есть свой Гамлет. Принимают такие постановки конечно по-разному. Тут должен быть вкус. У Аюханова была постановка "Гамлет", которую он сам танцевал, сейчас по прошествии 30 лет он поставил его по-новому. Если это сделано со вкусом, если это сочетается с музыкой и делает это мэтр со своим почерком, будет успешная премьера.
- Можно сказать, что границы между авангардом и классикой стираются?
- Я так не сказала бы. Я воспитана на классике. Для меня классика всегда останется культурой. Да, есть синтез с необалетом, современной хореографией для меня это уже другой жанр искусства. Если это "Лебединое озеро", то должны быть пуанты, каноны классического танца. Я не совмещаю авангард и классику.
- Сформировалась ли казахстанская балетная школа?
- С большой уверенностью скажу да. Я не первый год сижу в комиссии выпускников нашего хореографического училища имени Селезнева, слежу какие выпускники оттуда выходят. Сложностей конечно много, но у нас хорошие педагоги, которые передают свои знания ученикам. Многие наши выпускники становятся звездами мировых театров. Основа нашей школы - это конечно Петербургская русская академия, но все таки и мы уже заслужили свое место в развитие казахстанского балета. Есть русская академия Вагановой, пермская школа, московская и алматинская. Сейчас в Астане открылась академия, куда приехали звезды русского балета. Поэтому в Казахстане сейчас с балетом все складывается благоприятно.
- Балет нужно выводить в массы или он должен оставаться элитарным искусством?
- Классический балет стоит выводить в массы. Авангардные постановки - для определенных людей. Они должны быть подготовлены, должны разбираться в балете. Понимаете, балет доступен для людей. У него нет языкового барьера, восприятие музыки идет у человека через его уши, душу и сердце. Здесь только пластика тела, великолепная музыка, артисты. Людям не нужно объяснять, все понятно без слов.
Последние новости