Для жителя Федоровского района плохие дороги стали стимулом к творчеству
Татьяна НАЗАРУК
«Есть и точно еще будут в наших селениях настоящие умельцы», - подумала я, когда узнала о детище 55-летнего жителя п. Чандак Федоровского района Николая БЕЗБАБНОГО. Полтора года назад он начал потихоньку собирать... вездеход.
Николай Евгеньевич работает в местном ТОО водителем на бензовозе, так что о состоянии местных дорог знает досконально. Особенно тяжело выезжать по делам и на работу зимой. Образования инженера у него нет, все знания, необходимые для конструирования вездехода, искал самостоятельно. По задумке автора, вездеход будет и бесконечные дорожные колдобины преодолевать, и на снежные горы без труда забираться, и по грязи плавать. Идею подхватили его сыновья Андрей и Николай.
- Мой отец любит чем-то занять свои руки, чтобы не было скучно, - рассказал «НГ» Николай БЕЗБАБНЫЙ-младший. - Он в основном мастерит всякие интересные штуковины для домашних нужд, чтобы облегчить некоторые работы. Когда-то мы картофелесажалку сделали. Теперь по весне картофель не руками сажаем, а трактором.
Вездеход, конечно, «штуковиной» не назовешь, он требует немалых усилий. Николай Евгеньевич занимается им только в свободное время от основной работы. Сейчас машина готова примерно на 60%. Вместо колес - гусеницы, кабина - каркасная, поэтому он намного легче гусеничного БТР. Все детали для вездехода мужчины в основном нашли у себя в гараже. Там же его и собирают.
- Мы начали работу с чертежей, - объяснил Николай Евгеньевич. - Конструкция у вездехода не сложна для понимания. Он базируется на компонентах от нескольких автомобилей ВАЗ - 2103, 2106, 2101. Двигатель и коробку взяли от ВАЗ 2103. Еще несколько деталей и передние звездочки на гусеницы сделаны из обычного «жигулевского» диска для колеса. Лобовое стекло в кабину мы взяли от старенькой «Нивы». Единственное, мы купили в селе полусгнивший ВАЗ на запчасти, из него взяли основу для ходовой части.
Сыновья рассказывают, что отец через свою старенькую «Нокию» много читал в Интернете о том, кто и как делает вездеходы, рассматривал разные варианты. Конструкций таких машин очень много. Николай Евгеньевич выбрал упрощенную версию - без балансиров.
- Вездеход уже на ходу, ездит, - рассказал Николай Безбабный-младший. - Судя по предварительным тестам, у него очень даже неплохие показатели. Первый выезд мы произвели в конце марта. Честно, я был поражен, с какой легкостью вездеход едет по сугробам. Он словно и не замечает их вовсе.
Мелких недочетов у вездехода еще много, но Николай и Андрей планируют устранить их в скором времени. Они для отца - и советчики, и помощники.
- Сейчас всплыли кое-какие сложности в плане охлаждения двигателя, но все это поправимо, - отмечает сын изобретателя. - Скоро сварим основной каркас кабины. Поначалу мы хотели сделать ее одноместной, но теперь в ней смогут поместиться до трех человек небольшой комплекции. Еще предстоит заварить все мелкие дыры в корпусе, чтобы в кабину не набиралась вода, сделать шумоизоляцию. Потом нужно привести вездеход в порядок - покрасить его, может, даже свой номер и название модели придумать.
Оба сына живут и работают в Костанае, но на выходные приезжают к отцу и продолжают достраивать свой вездеход.
- Самая сложная часть работы была связана с конструкцией самих гусениц, - подвел предварительный итог совместной работы Николай Евгеньевич. - Пришлось сделать несколько приспособлений для точности, ведь все звенья должны быть идентичны и с одинаковым зазором, иначе гусеница будет слетать. Но вездеход поехал, значит, пока мы все делаем верно.
Последние новости