Николай ВОРОНИН: Все четыре колеса

«О каком производстве автомобилей можно говорить, если узлы завозятся из-за рубеж?»
6 мая 2017, 06:45 |  Государство

Очень многие люди никогда не принимали всерьез разговоры о казахстанском автопроме. У меня такие словосочетания, как «производство автомобилей в Казахстане» или «отечественные автомобили», кроме иронической усмешки, ничего не вызывают. О каком производстве можно говорить? Узлы и агрегаты завозятся из-за рубежа, а у нас только собираются.

Наконец об этом заявил крупный чиновник. Аким Восточно-Казахстанской области Даниал АХМЕТОВ по поводу производства автомобилей в Казахстане сказал: «Мы привинчиваем четыре колеса, открываем четыре двери, снимаем целлофан и говорим о том, что «мы производим».

Такое «производство» автомобилей пока существует и в Костанае. Правда, по некоторым признакам, оно испытывает большие проблемы. Такой вывод можно сделать из интервью газете «Время», которое дал 12 апреля председатель совета директоров группы компаний «БИПЭК. Авто-Азия» Анатолий БАЛУШКИН. Оказывается, костанайцы выходили на эту группу с предложением объединиться. Понятно, что если экономическое положение предприятия устойчивое, производство автомобилей постоянно растет, спрос на них опережает предложение, то ни о каком слиянии с другими никто бы не думал.

В Костанай для изучения положения прибыли представители «БИПЭК-Авто», которые установили, что предлагаемые нашими автопроизводителями бренды не пользуются спросом в республике. Кроме того, в конце 2016 года «Тойота», наиболее заметный партнер, покинул конвейер в Костанае. Не блещет и финансовое положение. Как заявил Балушкин, сумма долга компании перед кредиторами и поставщиками в 7 раз превышает имеющиеся у нее активы. Кроме того, имеющиеся активы, по его словам, вызывают, по крайней мере, недоумение. Балушкин сообщил, что в зимнее время эксплуатировать заводское здание практически невозможно. Что инженерные сети не ремонтировались 20 лет. Что установлено покрасочное оборудование неизвестных поставщиков, а балансовая стоимость сборочного оборудования не соответствует реальной рыночной стоимости.

В результате костанайцы остались один на один со всеми этими проблемами. Меня поразило, что, как выясняется, корпуса бывшего дизельного завода, доставшиеся «автопроизводителям» от советских времен, доведены до ручки. Помнится, как на совещании в областном акимате с пафосом объявили: начав с нуля, мы «произвели» первую автомашину. О том, что пришли на готовое, ни слова.

Так чем они занимаются? Можно ли сказать, что они производят первоклассную продукцию? Спрос на костанайские машины поддерживается благодаря автокредитованию. А это означает, что их поддерживает государство. Дело в том, что государство львиную долю процента по кредиту, выданному на покупку автомашины казахстанской сборки (а не производства), компенсирует банку. Получается, что наши налоги через автокредиты идут на поддержку бизнеса и частных банков. Такой вот капитализм по-казахстански.