Осужденный за мошенничество сотрудник ДГД по Костанайской области Сункар Козбаков трижды просил суд не наказывать его строго
Галина ПЕТРЕНКО
Офицер службы экономических расследований департамента госдоходов получил 3 года лишения свободы за то, что на пустом месте «слепил» ситуацию, вынудившую человека дать взятку. Приговор Козбакову был оглашен сегодня, 18 марта, в суде №2 Костаная.
3 млн тенге ему передали от начальника железнодорожной станции Костанай Бауржана Танкеева. Тому один из коллег передал, что служба экономических расследований ДГД имеет основания возбудить против него уголовное дело. Танкеев попросил знакомого, адвоката Ерлана Мухамеджанова, неофициально выяснить это. И получил информацию: дело есть, грозит ему 10-ю годами лишения свободы с конфискацией имущества, за прекращение требуется вознаграждение. Из него 3 млн взял себе Козбаков, 2 млн оставил себе переговорщик и посредник из областной коллегии адвокатов.
При этом никаких расследований, оперативных разработок в отношении Танкеева не велось. Это еще раз в ходе сегодняшнего допроса подтвердил судье Батырбеку Кудабаеву подсудимый Козбаков.
На заседании голос его звучал трижды — в ходе допроса, в прениях, в последнем слове. И трижды офицер, нарушивший присягу, просил не наказывать его строго.
Смягчающие обстоятельства, которые приводил адвокат Козбакова, - двое детей, мама, у которой диабет и гипертония, отец, которому недавно сделали операцию на сердце. Ну и, само собой, признание и чистосердечное раскаяние в содеянном. Правда, уже после того, как 14 февраля сотрудники Антикоррупционной службы взяли Козбакова с поличным. Часть денег он привез домой, а часть оставил в своей машине — собирался купить стройматериалы и мебель. Потратить не успел.
Прокурор в процессе просила для Козбакова, преданного суду по статье 190 ч.3 УК РК (мошенничество), 3,5 года лишения свободы с конфискацией принадлежащего ему имущества и пожизненным лишением права занимать определенные должности. На полгода судья ему наказание смягчил.
Потерпевшим на этом суде должен был быть Бауржан Танкеев — тот, чьим доверием злоупотребил мошенник, и который в спешном порядке вынужден был продать машину - изначально, кстати, сумму ему «заряжали» гораздо большую. После случившегося Танкеев попал уже в поле зрения антикоррупционной службы. В ночь на 21 февраля он повесился, в предсмертной записке написав, что отказывается от всех показаний, данных под давлением. Доведение до самоубийства — предмет другого расследования. Но началось все, похоже, именно с «развода» на взятку.
Вместо покойного потерпевшей в суде была его вдова Наталья Танкеева. Она не настаивала на лишении Козбакова свободы, сказав в своих показаниях, что все-таки не «эти двое ребят» (Козбаков и Мухамеджанов) довели мужа до петли.
- Мне кажется, главное в этом преступлении, что человек служил, говорил «честь имею», - сказала потерпевшая о Козбакове.
Наталья Танкеева, оставшись одна с 7-ю детьми, тем не менее гражданского иска не заявила. Когда судья уточнял у нее этот момент, ответила:
- Нам очень трудно. Как мать я бы хотела, чтобы деньги нам вернули. Это были деньги семьи. Но как гражданин я понимаю, что муж все-таки собрал их, чтобы дать взятку. Поэтому как суд решит, так и правильно.
- С учетом всех обстоятельств дела — самоубийства Танкеева и того, что на иждивении вдовы остались дети, суд считает, что деньги, изъятые у Козбакова в качестве вещественных доказательств, подлежат возвращению по принадлежности потерпевшей, - сказал, оглашая приговор, судья Кудабаев.
На вопрос корреспондента «НГ», будет ли осужденный обжаловать приговор, его адвокат ответил, что пока он не обсуждал это со своим подзащитным.
На суде звучал вопрос, проявлял ли кто-то со стороны Козбакова попытки возместить семье Танкеевых материальный ущерб. Выяснилось, что нет. Сам подсудимый в финале процесса сказал, что просит прощения у всех, кому он доставил неудобство тем, что сделал.
Последние новости