"Дороги в Казахстане хуже, чем в Зимбабве", заявили костанайские коммунисты
Ольга ЛИХОГРАЙ
Фраза прозвучала сегодня, 18 марта, на круглом столе «Дорогие дороги», который провел в Костанае обком КНПК. На обсуждение пригласили представителей других партий, сотрудников полиции и журналистов.
Сначала разговор сводился к тому, что проблема - в нехватке средств на проектирование и строительство качественных дорог. Но в итоге участники круглого стола сошлись во мнении, что за плохие улицы и разбитые трассы должны отвечать чиновники. И даже назвали имена некоторых, при которых улицы развалились.
Как сообщил первый секретарь обкома КНПК Алпысбай АЛИМБАЕВ, согласно последним данным, Казахстан занимает 108-м месте из 138-ми в мире по качеству дорог.
- То есть дороги у нас хуже, чем в Зимбабве, - отметил он. – Эта страна в данном рейтинге находится на 101-м месте. В то же время Казахстан входит в число стран, где на ремонт дорог тратятся огромные суммы. За последние 10 лет было выделено около 329,8 млрд тенге. Несоответствие между большими суммами и качеством дорог вызывает у народа недоверие к власти.
По мнению директора ТОО «Кустанайдорпроект» Сергея КИМА, причина плохого качества дорог в том, что на проектах и строительстве трасс приходится экономить.
- Изготовлением проектов занимаются фирмы, которые, согласно Закону «О госзакупках», предложат наименьшую сумму, - отметил Ким. - В итоге первоначальные суммы снижаются до 30-37%. Допустим, что проект за такие небольшие деньги сделать можно, потому что наши основные затраты – это интеллектуальный труд, хотя нужно закупать материалы и так далее. Но демпинг при строительстве дорог также доходит до 30%. В итоге подрядчики просто не могут вложиться в столь малые суммы и начинают экономить на материалах, отсюда и качество.
Представители госэкспертизы уточнили, что при строительстве автотрасс экономят на щебне, песке и толщине дорожной подушки. Возник вопрос - почему в советское время точно так же проектировали дороги, закупали материалы, но трассы стояли по 50-60 лет, а сейчас дороги не выдерживают и одного года? Спросили и о том, как современные улицы проходят экспертизу.
- Я считаю, что главная проблема плохого качества дорог - в самом Законе «О государственных закупках», - сказал юрист Вадим СОБОЛЕВ. – По сути, критерий один – цена, поэтому выигрывает тендер компания из Алматы, наличие техники у которой невозможно проверить. Затем эта фирма берет себе в субподрядчики другие фирмы. При критике закона о госзакупках нам говорят, что изменения приведут к коррупции. Но мы видим, что коррупция процветает и при существующем законе. Пора менять данный закон. Где-то даже звучала идея страховки от коррупции - то есть, если после проверки выяснится, что при строительстве или ремонте дороги чиновник взял взятку, страховая компания будет выплачивать страховку.
С тем, что закон о тендерах дает возможность чиновникам «класть народные деньги в карман», согласилась и секретарь обкома КНПК Зинаида МАСЛЕНКОВА.
- Чиновник, который действует во благо своего кармана и идет против народа, – предатель государства! – заявила она. – Товарищи, давайте серьезно подойдем к решению проблем с плохим качеством дорог! Ведь за нами стоят люди, они ждут от нас хороших дорог.
Представитель партии «Ауыл» Геннадий ВЛАСОВ высказал мнение, что у нас с коррупцией начинают бороться только по указке сверху, поэтому ее так сложно победить.
- Вот Аблязов – хороший парень, я его прекрасно знаю. Но воровал и воровал, никто ему ничего не говорил. А как только он уехал туда, его попросили вернуться обратно, потому что так сказали сверху, - сказал Власов и резюмировал: – Я считаю, что тендеры нам вообще не нужны, пусть за каждый объект персонально отвечает аким.
- Пока у нас действуют акимы, подобные тем, которых увозили в каталажку, которые изначально закладывают в суммах тендеров откаты, никаких хороших дорог у нас не будет! – эмоционально поддержал Власова коммунист Сансызбай КУЮБАЕВ. – Так что начинать нужно с акимов!
Первый секретарь Рудненского горкома КНПК Татьяна ЕВСТРАТЬЕВА назвала другие фамилии бывших акимов области, с которыми у нее ассоциируются плохие дороги.
- Почему во времена Кулагина и Денинга дороги в Рудном строили, как попало, и за это никто не понес ответственность? – интересовалась она. – Сейчас по нашим улицам Парковой и Шевченко пройти можно только в болотных сапогах. И никому до этого нет дела.
Участники круглого стола сошлись во мнении, что в области много толковых инженеров, строителей, подрядчиков и рядовых госслужащих, но проблема в том, что они действуют по указке конкретных акимов. В протокол встречи, который будет направлен в центральный аппарат КНПК, были внесены предложения о создании народного контроля, который будет наблюдать за качеством дорог и расходованием бюджетных средств на строительство и ремонт дорог. Все расценки на используемые материалы, затраты на строительство и ремонт дорог предложили публиковать в СМИ.
Последние новости