Тимур ГАФУРОВ: Оттепель в феврале
Призрак бродит по Центральной Азии. Призрак демократии. Причем это поветрие охватило даже те страны, которые до сих пор сложно было заподозрить к склонности к либерализму.
Президент Азербайджана, назначив свою супругу первым вице-президентом, сделал специальное пояснение, что выбор обусловлен заслугами Мехрибан Алиевой перед соотечественниками и мировым сообществом. Хотя вполне мог обойтись и без констатации этого общеизвестного и неоспоримого факта.
Президент Таджикистана устроил публичный урок для своего сына, назначенного мэром Душанбе, чтобы тот знал, как правильно управлять городом и общаться с народом. Хотя все знают, что менеджерские качества, необходимые для госслужбы, в наших странах передаются только наследственным путем. А верхняя палата таджикского парламента не поддержала поправки, согласно которым сотрудники КНБ могут без разрешения входить в дома граждан при угрозе теракта. Люди, которые год назад присвоили своему президенту звание Основателя мира и национального единства, теперь заявляют, что «необходимо четко поставить грань между обеспечением безопасности и правами граждан». Как будто Основатель мира не видит эту грань лучше их всех, вместе взятых.
В Кыргызстане, этом форпосте западной идеологии в нашем восточном регионе, генеральная прокуратура официально разрешила критиковать президента страны. Теперь оголтело ругать главу государства будут не только 11 блогеров, которые замолчали после предупреждения Комитета нацбезопасности, но и все те, кто хотел это сделать, но никак не решался.
Но эпицентром разгула демократии стал, естественно, Казахстан. Сенатор и по совместительству дочь президента открыто называет квазигосударственную структуру - АО «НК «Продкорпорация» - мафией, и вице-министр сельского хозяйства печально с ней соглашается. Председатель мажилиса характеризует предлагаемый полицией штраф в размере 11 млн тенге за неповиновение представителям власти с применением неопасного для жизни насилия словом «умопомрачительный», а глава МВД в ответ на сомнения в адекватности его мышления говорит только, что размер наказания мог быть и в два раза больше, надеясь, видимо, на выражение благодарности за проявленную в законопроекте мягкость.
Дальше всех пошел Нацбанк, учредивший после ареста прежнего руководства ЕНПФ общественный совет при этом фонде. Политолог Досым САТПАЕВ, выбранный председателем совета, сразу обозначил миссию: «Мы не управляем пенсионными деньгами. Но мы имеем право знать, что с ними происходит». И первая буква в новом слове уже сказана - совет выразил протест по поводу намерения направить 50 млрд пенсионных тенге на поддержку железнодорожного машиностроения. Эти общественники договорились до того, что теперь заявляют: правительство не имеет полномочий по распоряжению средствами пенсионного фонда. Так, глядишь, ЕНПФ перестанет играть роль палочки-выручалочки для банков и убыточных госпредприятий, перейдя к решению отечественной «квадратуры круга» - задачи о том, как приумножить вклады казахстанцев, чтобы всем нам хватило на безбедную старость.
Впрочем, финансист Айдан КАРИБЖАНОВ сразу остудил излишний отптимизм по поводу такой перспективы:
- Уважая каждого из членов этого совета в отдельности, скажу, что в целом это абсолютная ересь... Организация из 50 человек, состоящая на треть из отошедших от дел ветеранов-финансистов, на треть из журналистов и на треть из политологов? Без прав, знаний и легитимности. Где рамки ответственности и какая у них профессиональная экспертиза?.. Хватит фейков. Дурака хватит валять.
А ведь так хочется его повалять... Особенно когда в спертом воздухе так ощутимо запахло весной. Даже если эту волну испускает элита, напуганная тем, что очередной виток мер по защите государства от собственных граждан затянется уже на её шее.
Последние новости