Евгений ШИБАРШИН: Шаткий мост
В опубликованном 31 января Послании президента РК Нурсултана НАЗАРБАЕВА народу Казахстана глава государства изложил меры, способные обеспечить стране «глобальную конкурентоспособность» в «условиях роста конкуренции и отсутствия стабильности в мире».
Он предложил провести третью по счету модернизацию, которая, в отличие от предыдущих, должна создать новую модель экономического роста, дающую темпы роста экономики страны выше среднемировых.
- Эта модернизация – не план борьбы с текущими глобальными вызовами, а надежный мост в будущее, навстречу целям Стратегии-2050, - пояснил Назарбаев.
Президент обозначил 5 приоритетов в достижении этой цели: ускоренная технологическая модернизация экономики, кардинальное улучшение и расширение бизнес-среды, макроэкономическая стабильность, улучшение качества человеческого потенциала, а также институциональные преобразования, безопасность и борьба с коррупцией.
Этот перечень, сам по себе, новизной не отличается. Что же касается внутреннего конкретного наполнения, там можно найти много любопытного. И что самое главное - меры, предлагаемые Назарбаевым, на мой взгляд, демонстрируют адекватное понимание реальной ситуации, сложившейся в экономике Казахстана.
Другое дело – кто и как все это сможет реализовать. Предложенные меры в перспективе действительно могут обеспечить Казахстану глобальную конкурентоспособность. Но где тот человеческий материал, способный реализовывать намеченные планы? Составители этого документа предлагают механизмы, теоретически способные запустить преобразовательную энергию казахстанцев, но многое уже не один год пытаются внедрить, а эффекта нет. Сколько, например, говорится о развитии малого и среднего бизнеса, а он, если и держится на плаву, то не благодаря, а вопреки. Выживая, в том числе, и после ударов, которые наносят экспериментаторы, ответственные за поддержание «макроэкономической стабильности».
Получается так: сегодня в Казахстане есть профессионалы, которые пишут хорошие программы развития, но их ничтожно мало среди исполнителей. Точнее – умных людей и там хватает, но свой интеллект они, к сожалению, направляют не на общественное благо, а на подкормку личных интересов. И это не проблема воспитания. Такова общественная система, которая сложилась за годы «накопления первоначального капитала». Она породила и соответствующие идеологические и нравственные установки, которые ржавчиной разъели все общество. В том числе и органы государственного управления.
В таких условиях программа «третьей модернизации», реализация которой не обойдется без управленческих решений госорганов, будет постоянно натыкаться на подводные камни частных интересов, лоббируемых во властных структурах.
Выступая с заявлением по поводу своего послания, Назарбаев заверил: меры по очередной реформе экономики и предстоящая политическая модернизация «дополняют друг друга и служат дальнейшим целям развития страны». Но в том-то и дело, что запланированное перераспределение полномочий между ветвями власти не меняет в корне сути государственного управления. Значит, и присущие этой системе пороки не исчезнут. Шатким, однако, будет «мост в будущее».
Последние новости