Политологи высказались по поводу обращения Назарбаева к казахстанцам

Tengrinews.kz

26 января 2017, 10:17 |  Общество

Казахстанские политологи высказались о перераспределении полномочий между ветвями власти в РК, передает Tengrinews.kz со ссылкой на аккаунты политологов в Facebook.

Политолог и директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев в соцсети отметил, что обращение Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева по поводу перераспределения полномочий между ветвями власти указывает на несколько моментов.

Досым Сатпаев /Tengrinews.kz

"Во-первых, ему, судя по всему, надоело постоянно прикрывать промахи и ошибки парламента и правительства, которые, особенно в прошлом году, поставили свой рекорд. В результате, окончательно закрепляется принцип: "Хороший царь. Бояре плохие" в рамках тезиса о том, что Глава государства теперь надсистемный игрок и арбитр.

Во-вторых, само перераспределение полномочий напоминает драку двух лысых из-за расчески. При этом двумя "лысыми" являются правительство и парламент, которые показали свою слабую эффективность как с точки зрения реагирования на кризисные ситуации, так и в плане адекватной законодательной работы", - написал Сатпаев в соцсети.

Также он добавил, что, в принципе, проблема не в том, как передать полномочия, а в том, кому их передавать. "Это тупиковая ветвь развития любой сверхпрезидентской системы, при которой априори не могут существовать сильные политические институты. Кстати, несколько лет назад нижняя палата парламента в лице "Нур Отан", как партии, получившей большинство на выборах, уже обрела формальное право участвовать в формировании правительства. Но фактически статус "нотариальной конторы" при правительстве и АП парламент так и не поменял. Кстати, события прошлого года это в очередной раз показали. Выходит, что прежде чем перераспределять какие-либо полномочия, необходимо усиливать те политические институты, которые с этими полномочиями могли бы что-то реально сделать. То есть у нас телегу опять поставили впереди лошади. Сначала необходима реформа партийной и избирательной системы, чтобы в парламенте сидели не "партии-зомби" и "депутаты-флюгеры", а электоральные и конкурентоспособные игроки. При этом сам парламент должен формироваться не только по партийному списку, но и по мажоритарному принципу. Только в этом случае законодательная ветвь власти станет тем самым коллективным преемником, который мог бы гарантировать некую политическую стабильность во время транзита власти, так как игра велась бы в рамках правового поля, а не только в рамках кулуарных разборок внутриэлитных групп. Параллельно с этим необходимо переносить перераспределение полномочий на низовой уровень. На уровень местного самоуправления", - высказался политолог.

Как отметил Сатпаев, формально уже было заявлено даже о некой модели бюджетной децентрализации на местах до 2018 года. "Но трудно понять, как все это будет делаться без принятия специального закона о местном самоуправлении, где четко были бы разграничены полномочия между акимами, назначаемые президентом и местным самоуправлением, которые в идеале должны формироваться самим населением", - написал он на своей странице в Facebook.

Вместе с тем директор Казахстанского института стратегических исследований Ерлан Карин считает, что Президент редко выбирает для своих заявлений формат обращения к народу. "Обычно программные заявления делались с трибун каких-либо политических мероприятий - к примеру, на заседании парламента, правительства, съезда правящей партии и т.п. Формат телевизионного обращения чаще используется в европейской и американской политической практике как инструмент прямого обращения лидера к гражданам по наиболее актуальным темам и вопросам или в момент выдвижения новой политической инициативы. Поэтому лично мне импонирует, что Президент меняет и пробует новые политические подходы. Одна из последних новаций, когда в декабре прошлого года Президент провел публичную церемонию подписания закона об амнистии и затем специально прокомментировал это перед камерами. Думаю, и сегодня Президент специально выбрал именно такой формат, чтобы подчеркнуть значение выдвигаемых новых политических инициатив", - написал Карин.

"Безусловно, самое главное - это содержание самого обращения. Президент подробно описал проект предлагаемых рабочей группой конституционных реформ. Это реальные политические реформы. Поскольку затрагивают основные принципы взаимодействия между ветвями власти. К примеру, теперь правительство будет слагать полномочия перед вновь избранным Мажилисом, а не Президентом. Или отмена нормы о возможности принятия президентских указов, имеющих силу закона. Также и отказ от права отменять либо приостанавливать действие актов правительства и премьер-министра. Это означает не просто повышение статуса парламента и усиление самостоятельности правительства, это действительно реальная перезагрузка системы властных отношений в Казахстане, где Президент всегда являлся абсолютным политическим центром", - добавил политолог.

При этом Карин отмечает, что Казахстан остается президентской республикой, где Президент продолжает выступать в роли верховного арбитра между ветвями власти. "Но было четко сказано, что Президент теперь сконцентрируется на стратегических вопросах, на вопросах внешней политики и национальной безопасности. В любом случае, мы постепенно отходим от старой модели системы властных отношений и начинаем адаптироваться к новым условиям. И в этом смысле предстоящие изменения, безусловно, положительный тренд. Модернизационная повестка всегда лучше", - написал политолог.

Напомним, 25 января Президент РК Нурсултан Назарбаев выступил с обращением к казахстанцам. По словам Главы государства, предлагаемая реформа перераспределения ветвей власти прежде всего опирается на казахстанский опыт и потребности нашей страны. "Программа реформ - это наш ответ на вопрос, в каком направлении пойдет Казахстан. Ответ ясный и последовательный: в сторону демократического развития", - сказал Президент. Также Назарбаев рассказал, что программу предлагаемых реформ перераспределения ветвей власти вынесут на всенародное обсуждение. Ранее Президент реорганизовал несколько министерств и провел ряд назначений.