Юрий БОНДАРЕНКО: Какой быть пропаганде начала нового века?
Новый век – это век интернета. Какая уж тут пропаганда и кому нужны былые научно-популярные лекции в мире не просто доступности, а чудовищной избыточности информации?
Вопросы непростые. Но, думаю, без пропаганды, как и без идеологии вообще, нельзя. Другой вопрос: о чем и как говорить, какие доступные средства при этом использовать? Увы, здесь у меня впечатления не всегда радужные. Не буду тоскливо вспоминать, что в советские времена и морковка была слаще, а спецы – специалистее. И сегодня немало замечательных знатоков своего дела и тех, кто продолжает с любовью этому делу учиться.
Но сам размах нашей популяризаторской работы, в сравнении с тем, что демонстрировало в советские времена одно только общество «Знание», очень ограничен. И дело тут не в частоте встреч со слушателями и их добротности. Мне, например, посчастливилось быть свидетелем и участником встречи студентов-психологов КГУ с блестяще владевшим материалом представителем областного Центра религиоведческих исследований. Но в целом спектр таких встреч очень узок и напоминает гонки под парусами то одних, то других лозунгов. То вдруг дружно начинают что-то искоренять, то из года в год кормить слушателей разговорами о толерантности. Прямо Демьянова уха на «духовный» лад!
Хочу, чтоб поняли меня правильно: я не за терпимость к злу и экстремизму. Точно так же, как не против дружелюбия по отношению к тем, кто представляет самые разные культуры (конечно, если только речь идет именно о культурах, а не о бескультурье или бессилии перед дикостью, которую, согласно СМИ, можно наблюдать в старушке Европе). Но еще в студенческие годы, когда я был на союзном семинаре молодых лекторов, мне запали в память слова одного из маститых ораторов: «Не надо однообразно долдонить одно и то же. Раз скажешь – поверят. Два – засомневаются. Три – не поверят».
Увы, мы, как и в советские годы, но порой с утроенной энергией, часто идем по прямо противоположному пути. Тому немало причин. Если вкратце, перед нами огромное поле для плодотворной работы.
Первое направление – это попытка возрождения научно-популярной работы в более широких, чем сейчас, масштабах. Мое личное участие в разных встречах показывает, что люди и сегодня, в век электроники, умеют ценить живое слово.
Второе вытекает из первого – более целенаправленная, чем сейчас, подготовка кадров с дальнейшим учетом при приеме на определенные участки госслужбы. В мои студенческие годы в нашем провинциальном педвузе был ФОП – факультет общественных профессий, включавший и лекторское отделение. Сегодня, когда действуют и дебатные клубы, можно в доступных формах и объемах возрождать такого рода учебу.
И это не просто благое пожелание, а своего рода крик SOS! Ведь студенты даже социально-гуманитарных специальностей частенько, мягко говоря, очень слабо владеют речью. Уже после прохождения основ религиоведения в школе, на первом курсе можно услышать не «Священное писание», а «священная писанина». Да в былые годы вряд ли какой самый вульгарный атеист додумался бы до такого словосочетания!
Последние новости