Григорий КОПАНИЧУК: Выбор схода

«Общественные слушания дают материал для психологических исследований»
11 декабря 2016, 22:20 |  Мнения

В конце ноября коммунальное государственное учреждение «Қоғамдық келісім» провело в Шымкенте семинар, на котором развернулась дискуссия о написании казахских фамилий и отчеств без русских суффиксов. Участники аргументировано высказывались «за» и «против». Человек, решившийся на изменение своей фамилии, своего сайта или своего предприятия, понимает меру личной ответственности за планируемое мероприятие.

Однако сложно понять логику мышления человека, который предлагает переименовать то, что лично ему не принадлежит, причем материальные, культурные и информационные издержки переименования его никак не коснутся.

Сход по поводу переименования улицы Калинина в поселке Затобольск, который прошел 3 декабря в ДК «Золотой колос», несмотря на подведенные итоги, все еще продолжается, но уже на страницах Интернета. Организация общественных слушаний, состав участников, неформальное общение их до начала мероприятия, публичные высказывания в его ходе и подведенные итоги дают материал для психологических, социологических, культурологических и других исследований.

Наблюдаемое явление - высказывание человеком до начала мероприятия одного мнения и голосование за противоположное - показывает, насколько еще мало изучены особенности коллективного поведения в обществе. Если объяснять происходящее только тем, что присутствующие в ДК были бюджетниками и государственными служащими, чья заработная плата и продвижение по карьерной лестнице напрямую зависят от наблюдавших за ними руководителей, то за рамкой остаются активные участники схода уважаемого преклонного возраста. Пенсионеры дали бескомпромиссную оценку нравственному облику давно ушедшего всесоюзного старосты и решительно отмежевались от него. В их искренних словах не было видно корыстного умысла. Если бы они игнорировали мероприятие или высказались за экономию бюджетных средств, то вряд ли бы лишились пенсий.

Выбор имени и фамилии – привилегия скорее молодого человека, только вступающего в жизнь, чем взрослого, уже состоявшегося как личность. Молодое государство также имеет право на выбор названия, переименование городов и улиц. Будет ли иметь это какой-то глубокий, сакральный смысл, способствующий могуществу и процветанию страны, заранее сказать сложно. Слова капитана Врунгеля о том, что как корабль назовешь, так он и поплывет, едва ли являются постулатом. Самое красивое и исторически правильное название страны, города или улицы – это только название, требующее финансовых затрат и продвижения нового бренда. Возможно, что-то подобное ощущает и власть, иначе ее убеждение в правильности тотальных переименований не требовало бы проведения сходов и выслушивания мнений народа.

Одно можно сказать с уверенностью - никакое переименование не изменит мгновенно ситуацию, при которой пришедшим на сход надо выбирать между целесообразностью и собственной совестью. Как только эти понятия перестанут быть взаимоисключающими, процветание нашей страны будет не за горами.