Кенжегуль АЛТЫНБАЕВА: Советы по регламенту
С момента создания Общественных советов в Казахстане прошло 11 месяцев. Можно подводить некоторые итоги. НПО, политические партии, профсоюзы и религиозные объединения были заинтересованы в эффективном взаимодействии с новым институтом. Но нынешние реалии, к сожалению, не соответствуют идее советов - о вовлеченности и непосредственном участии граждан в процессе принятия решений госорганами.
До недавнего времени складывалось впечатление, что только в Житикаринском районе и Костанайской области имеются недостатки в работе советов. Однако это, как выяснилось, характерно для всех регионов страны. В ноябре в Астане прошел республиканский семинар для тренеров на тему повышения эффективности общественных советов, организованный министерством по делам религии и гражданского общества (МДРГО) совместно с ПРООН в Казахстане. В нем приняли участие руководители и члены областных общественных советов со всех регионов страны. И все говорили об одних и тех же проблемах - нет материально-технической базы, трудно собрать кворум на заседаниях, нет оплачиваемого штата, помещения, сайта.
Руководитель управления по взаимодействию с институтами гражданского общества МДРГО Гульбара Султанова отметила, что по закону работа членов совета ведется на общественных началах, а материально-техническую базу должен обеспечивать госорган, при котором он создан. Однако на проведение общественного контроля можно предусмотреть лоты в рамках госсзаказа госоргана любого уровня.
Таким образом, чтобы общественные советы в полной мере смогли оправдать ожидания народа, стоило бы при формировании бюджета уже на следующий год предусмотреть закладывание средств на реализацию тех или иных госпрограмм, в рамках которых они могли бы провести общественный контроль.
По моим наблюдениям, более успешными можно назвать те советы, которые на две трети состоят из представителей активных НПО, владеющих методами общественного аудита. Однако во многие советы были избраны общественники, лояльные к местным органам власти и, как показывает практика, не совсем готовые к сотрудничеству с другими объединениями.
С равнодушием столкнулись наши коллеги из экологического объединения «Ноосфера», которые не первый год работают в Житикаринском районе. Сейчас они реализуют проект по общественному аудиту госпрограммы «Благоустройство и озеленение населенных пунктов». Одним из главных условий реализации данного проекта должно быть сотрудничество и привлечение общественного совета. Однако «Ноосфера» столкнулась с отсутствием готовности к сотрудничеству со стороны местного совета. С отпиской, что представленную экологами тему расмотрят в следующем году на очередном заседании. Тем временем население, обеспокоенное состоянием экологии, подождет.
Закон прописал поле деятельности членов общественных советов: мониторинг, экспертиза, проведение общественных слушаний, заслушивание отчета о результатах работы госорганов. Судя по информации о прошедших заседаниях, нынешний состав совета готов лишь к заседаниям, где проходит обмен мнением по уже имеющимся фактам. После порции неоднозначных рекомендаций все по традиции единогласно голосуют за принятие предоставленных акиматами решений.
Жаль, что наши ожидания вновь надломила система. В 2013 году, с момента проведения Гражданского форума, мы, общественники, ожидали, что этот институт станет реальным рупором и механизмом управления государственными делами. А что получилось? Очередной консультативно-совещательный орган, который необходим по регламенту госорганам. Будем надеяться что ситуация изменится при реализации рекомендаций 7-го Гражданского форума.
Автор - руководитель ОО «Детско-юношеский центр «Арман» (с. Тохтарово, Житикаринский р-н)
Последние новости