Ольга КОЛОКОЛОВА: Любовь к халяве
Не так давно некий адвокат прислал в редакцию уникальный запрос. Защитник, очевидно представляющий в суде интересы крестьянского хозяйства, желал знать, что мы писали в прошлом по поводу проблем, это самое хозяйство волнующих. А потому просит подготовить ему подборку материалов по теме, а также собрать доказательные документы, которыми журналисты руководствовались, когда эти материалы писали, да и прям на следующий день после вручения запроса явиться со всем этим добром прямиком в суд. Чтобы там выступить, очевидно, как свидетели на стороне его клиента.
На безыскусную попытку свалить бремя забот об отрабатывании своего гонорара на чужие плечи мы ответили вежливо, но непреклонно. А вот сам запрос подумываю вставить в рамочку как памятник всепоглощающей страсти к халяве, пожирающей общество. И если в данном конкретном случае четвертая стадия халявомании - частная проблема конкретного юриста и его клиента, красочно иллюстрирующая суть явления, то в целом ряде иных историй болезни она предстает гигантской червоточиной на румяном боку нашей государственности.
Граждане, халява рулит. И я не только о взяточничестве. Поскольку халява, измеряемая в звонкой монете, крепком литре и жирном дастархане, - модель старого образца. Я о психологии, построенной на неутолимом стремлении жить, затрачивая минимум усилий, работать, не испытывая силу трения.
Вот, например, ты отвечаешь за работу общественного транспорта в городе. И ясно, что рано или поздно надо принимать непопулярное решение, поднимать цену проезда. А чтобы все не рухнуло, дотировать часть расходов автобусникам из бюджета. Чтобы пробить такое, надо было здорово попахать и 10, и 5 лет назад. Сейчас тем более. Но что-то не видно желающих решить проблему кардинально. Гораздо проще, учитывая короткий срок службы чиновников на одном месте, потянуть. Годик, еще один... Проблема завязывается все более тугим узелком. Карьера идет. Узлы развяжет кто-нибудь другой, когда отступать будет уже некуда. Ну или не развяжет - само лопнет.
Читатели «НГ», наверное, помнят историю о мазутной луже в Рудном, которая, считай, - ровесница независимости. Все это время она воняет, в ней тонут животные, не дай бог, ребенок завязнет. Писали об этом гиблом месте неоднократно. Летом власти ее попытались засыпать. В итоге вязкая субстанция разлилась еще шире.
Мы спросили у акима Рудного, как они намерены бороться с этим явлением и с удовлетворением узнали, что в 2017 году болото из нефтепродуктов будут утилизировать. Обрадовались и попытались уточнить: как именно и почем? Ответ за подписью заместителя акима Рудного Умирбаева получили вовремя: «Предоставить информацию по утилизации мазутного котлована не представляется возможным, так как она предназначена для служебного пользования». Странная сдержанность рудненских чиновников не имеет отношения ни к реальным тайнам, ни к попытке навести туману при использовании бюджетных средств. Проще всего было отрапортовать: все сделаем. И ответили, не ожидая, что процесс наведения порядка кого-то заинтересует. А в мазутной луже и конь не валялся. Ну и слава богу, жалко было бы коня.
Халявоманией заражаются рано. Наверное, еще в школе. Или в вузе, где считается: если студент платит, значит, он по-любому должен получить диплом. Кстати, написание дипломов - эта бизнес для умных студентов. 60 000 тенге в среднем. Говорят, понемногу дорожает. Любовь к халяве рождает предложение.
Последние новости